Древние греки и проблемная зависимость

Представления древних греков о тн "наркотиках" отличались от сегодняшних: любая вещь, которая доставляет удовольствие, может стать наркотиком и объектом зависимости, если ей злоупотреблять и не знать меры.

Любое чрезмерное увлечение, по бытовавшему мнению, вызывает изменение поведения, зависимость, снижение качества жизни. (И если судить по источникам, самым проблемным для демократии в Афинах считалось, скорее, злоупотребление деликатесной рыбой и морепродуктами)

Греки не выделяли особую категорию веществ как особо уязвимых для злоупотреблений, они считали себя с рождения подверженным всевозможным мощным внешним силам и влияниям и понимали постоянную борьбу с желаниями нормальным положением вещей в жизни.

Искушения подстерегали за каждым углом: удовольствия от еды, особенно угрей и стейков из тунца, вина и, прежде всего, человеческой красоты, естественно, оказывали сильное влияние на всех, кто получал от них удовольствие. Зависимость же от удовольствий считалась неизбежной.

Не существовало специального механизма, который мог бы вызвать определенную зависимость. Люди, естественно, хотели как можно больше заниматься тем, что доставляло удовольствие — риторикой ораторов, прелестями театрального зрелища, наслаждениями плоти.

Люди, которые злоупотребляли чем-либо сверх меры, не воспринимались как развившие ненормальную зависимость от специфического объекта, вещества или действия.Просто их способность сопротивляться регулярным, естественным, настойчивым мирским удовольствиям была ниже чем у других

Зависимость же рассматривалась просто как функция удовольствия. Все объекты аппетита и желания, одушевлённые или неодушевлённые, виделись как живые, провоцирующие и соблазняющие. Это была задача человека знать меру и контролировать их потребление.

Эта борьба рассматривалась как постоянное противостояние искушающему внешнему миру, но для тех, кто придерживался более философских взглядов, человек был разделен на две части, Душу и Тело. Последнее действует как предатель и пятая колонна удовольствий.Тут начинается философия

Упоминания же о наркопотреблении начинаются с Гомера. Помимо очевидных опиума и конопли они знали десятки психоактивных веществ, от выжимки из морского леща, вызывавшей галлюцинации до синих лотусов, грибов и специального психоделического мёда, но это тема отдельного треда.

Из этой книжки профессора Дэвидсона, посвященной политической истории аппетита в классических Афинах, еще можно узнать почему Фуко (и почти все ученые после него) были неправы насчет фиксации греческого гомосексуального дискурса на позициях (top/bottom) в акте пенетрации

Отправить
Добавить

Нет комментариев