Каждый год становится все больше фильмов, отмеченных самой престижной кинопремией. И выбор киноакадемиков всегда вызывает удивление.

В сегодняшней статье собраны фильмы, которые стали настоящими откровениями. Строгое жюри кинопремии не могло не оценить их вклад в мировой кинематограф. Но зачастую проигнорировало создателей. Итак, самые недооцененные режиссеры Голливуда: Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Альфред Хичкок и Оливер Стоун. Культовые актеры, ставшие народными любимцами назло жюри «Оскара»: Мэрилин Монро, Джонни Депп и все тот же многострадальный Леонардо Ди Каприо. Лучшие фильмы в самых разных жанрах: драмы, комедии, триллеры и вестерны.

+

Шутка ли, в мире уже больше тысячи кинолент, которым вручили хотя бы по одной статуэтке. Пересмотреть их все практически нереально. Мы выбрали те картины, которые действительно заслуживают внимания. Рекомендуем только проверенное.

«Человек на все времена»

+

6 «Оскаров»

Год выхода: 1966

Вот вам сразу фильм о великом человеке. Томас Мор, британский лорд-канцлер, осмелился спорить с самим королем. Причем не просто каким-то там заштатным «его величеством», а с Генрихом Восьмым. Да-да, с тем самым, который ради развода с нелюбимой королевой заставил страну принять новую религию. А еще он рубил головы направо и налево. Дикий был. Но симпатичный. Сэр Томас (его играет Пол Скофилд) точно знал, что результатом конфликта будет приглашение на казнь. Но все равно не отступился от своих принципов. Сила духа, достойная восхищения во все времена.

Обязателен к просмотру для офисного планктона, который боится даже зайти к боссу и потребовать прибавку к жалованию.

А еще Томас Мор придумал Утопию. Остров, на котором все люди живут дружно и счастливо. Нет рабов и господ, нет денег и поводов для конфликта. Он, по сути, первый писатель-фантаст Европы! Но об этом в фильме — ни слова.

Зато любителям прекрасных костюмов будет на что взглянуть.

«Все о Еве»

+

6 «Оскаров»

Год выхода: 1950

Особый интерес кинофильму придает то, что в нем сыграла свою первую роль Мэрилин Монро. Эпизодик. Главная героиня кинокартины — успешная актриса, богиня мюзиклов. Но некая Ева потихоньку втирается в доверие, чтобы сначала стать помощницей, потом ученицей, а дальше отжать у богини все — роль в спектакле, богатство, славу, а заодно мужа и любовника. Согласен, очень похоже на драму «Черный лебедь». Только без галлюцинаций. И здесь в конце никто не убивается.

Вы скажете: уже вон сколько лет прошло с премьеры фильма… Но тамошние рассуждения (что важнее для женщины — карьера или семья?) до сих пор актуальныдо безобразия. И схема, когда кто-то из ближнего круга отнимает все, что тебе дорого, по-прежнему работает. Одним словом, смотри и учись, параноик!

Фильм был спародирован в сериале «Симпсоны» — одна из серий называлась «Все о Лизе». Но там-то уж все точно закончилось оптимистично.

«Бонни и Клайд»

+

2 «Оскара»

Год выхода: 1967

«Мама, я жулика люблю». Песня была когда-то популярная. Вот и кино про такое же светлое чувство. Официантка влюбилась в грабителя. И стала вместе с ним устраивать налеты на мелких торговцев и бензоколонки. Оглянуться не успела, а уж песенке конец. Кучу народу постреляли, руки по локоть в крови.

Кончится все грустно. Хотя (спойлеры — зло!) и не скажу как.

Главная фишка картины — берет Фэй Данауэй. Это не костюмеры придумали, а она сама. Просто пришла на съемки в берете. Ну, может, голову не помыла… А сразу после премьеры фильма все модницы стали заказывать себе беретки «как у Бонни».

Мужское население у Клайда никаких идей не переняло. И слава богу!

«Фанни и Александр»

+

4 «Оскара»

Год выхода: 1982

Ингмар Бергман. Для кого-то это пустой набор слегка гнусавых букв. Но мы-то знаем — это великий шведский режиссер. Фильмы которого часто попадают в категорию «не для всех». А вот эта картина как раз наоборот — для всех. Чем больше людей ее посмотрят, тем меньше ошибок совершат в жизни.

Сюжет прост: брат и сестра (имена в названии) переходного возраста из приличной шведской семьи жили не тужили. Потом папа умер, мама вышла замуж за другого дядю. А тот оказался негодяем, хотя и маскировался под священника. Дальше пришлось уже тужить. Особенно брату: сцена, где его секут розгами, сильнейшая, конечно.

Отсюда мораль: одинокие мамы, задумайтесь. Вам реально так замуж невтерпеж? И нужно ли вообще сурово наказывать детей?

Бергман отснял 24 часа хорошего драматического материала. Нарезал из этого мини-сериал для ТВ — продолжительность пять часов. Дальше, со слезами на глазах, утоптал все в «короткую» трехчасовую версию. Вот за нее «Оскар» и дали

«Крамер против Крамера»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1979

Сердца у вас нет!!! Обращение к тем, кто посмотрел этот фильм и не прослезился. Тут все прекрасно и очень трогательно. Мама (Мэрил Стрип) бросает семью и уезжает в неизвестном направлении. Папа (Дастин Хоффман) остается наедине с малолетним сыном. Во что его одевать? Чем кормить? Как уложить спать, чтоб не боялся бабайки? Раньше его эти вопросы не тараканили, а теперь встали в полный рост.

Полфильма папа и сын учатся жить вместе. И только все налаживается — мама вернулась. Чтобы лишить отца родительских прав и отсудить сына. Полный привет!

Дастин Хоффман как раз перед съемками пережил тяжелый развод, поэтому страдал в кадре по-настоящему. И все время переделывал сценарий под себя. Мэрил Стрип лично написала финальную речь, которую ее героиня говорит в суде. И тоже заточила ее под личные эмоции.

Тончайшая драма. Такие ниточки в душе зрителя дергает, о каких мы все и не подозревали.

«Полуночный ковбой»

+

3 «Оскара»

Год выхода: 1969

История Золушки, только очень-очень извращенная. Простой парень из Техаса — поэтому ковбой, смекаете? — устал мыть посуду в закусочной. Захотел на бал. Точнее, в Нью-Йорк. Приехал, встретил фею-крестную— мелкого афериста, который обещал исполнить одно желание. Ковбой хочет стать мужчиной по вызову. Проститутом. Одна беда: ровно в полночь фея превратилась в тыкву. То есть заболела и собралась помирать.

На самом деле за этим несколько безумным замесом можно разглядеть трогательную мужскую дружбу. Безо всяких намеков, радужных маек и парадов! Когда парень может поколотить приятеля, а потом продать самое дорогое, чтоб его спасти.

А еще показывают крепкое тело Джона Войта. Чтобы зрители поняли, в кого у Анджелины Джоли такие длинные ноги, плоский живот и упругая… Ну пусть будет эмаль на зубах.

«Красота по-американски»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1999

Фильм начинается со сцены в ванной, где Кевин Спейси занимается… Черт знает чем. И становится понятно, что кризис среднего возраста и пубертатный период, в сущности, одно и тоже. Гормоны, гормоны, кругом одни гормоны. И не слишком здоровая тяга к девочке-подростку, подружке родной дочери… Когда за такое дают «Оскар», как-то жалко становится Голливуд.

Но там в фильме все персонажи с разными оттенками психопатии. Дочка, подружка, сосед, сын соседа, жена, любовник жены…

Интересный факт: юная актриса Тора Берч была несовершеннолетней. И для постельных сцен требовалось одобрение родителей. Они побывали на съемках, посмотрели, как дочку несколько дублей подряд раздевают перед камерой, и подписали согласие. Красота! По-американски.

Смотреть надо хотя бы для того, чтобы понять, насколько мы с вами нормальные люди. На их фоне.

«Взвод»

+

4 «Оскара»

Год выхода: 1986

Пощечина министерству обороны США. И самый честный фильм про войну во Вьетнаме. В отличие от многих киношников, режиссер Оливер Стоун успел повоевать и просто показал на экране то, что видел своими глазами.

Сюжет прост, как все гениальное. Новобранец попадает на передовую. Его там муштруют два сержанта — благородный вояка и сумасшедший мясник. На чьей стороне правда?

Главного героя играет Чарли Шин. Он же читает закадровый текст. Очень стильный ход. Ведь отец актера Мартин Шин делал то же самое в драме «Апокалипсис сегодня». Только на семь лет раньше.

А еще здесь появляется молодой Джонни Депп (на фото) в роли рядового пушечного мяса. На каске он написал имя своей тогдашней подружки — Шарлин Фенн. Типа так многие вояки делали. Режиссер решил оставить эту импровизацию.

Ну и главное: когда снимали атаку на джунгли, напалм был настоящий. Власти Индонезии разрешили спалить участок одного из своих лесов для достоверности.

«Охотник на оленей»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1978

А это уже самый раскритикованный фильм про ту войну. Причем со всех сторон. Американцы придирались, что во Вьетнаме не играли с пленными в «русскую рулетку» и режиссер все выдумал. Советские газеты ополчились на главных героев — они же там все сплошь потомки русских эмигрантов. Даже устроили бойкот Берлинского фестиваля, где проходила европейская премьера.

Слушайте, да какая разница? Было — не было, правда — неправда… Главное другое: Роберт де Ниро — гениальный актер. Он все трюки выполнял сам. Даже высадку из вертолета — с 10-метровой высоты, на минуточку. И именно он сделал это кино реалистичным. Вот что увидят в фильме все нормальные зрители.

А политика столько раз меняла вектор за эти годы, что не стоит обращать на нее внимания.

«Поговори с ней»

+

1 «Оскар»

Год выхода: 2002

Педро Альмодовар не ищет простых путей. И крайне охоч до ярких образов. Поэтому если девушка в его фильме впадает в кому, то не из-за какой-нибудь банальной аварии. Как все нормальные люди в Голливуде. Нет. Она — тореадор. В больницу увозят прямо с арены в центре Мадрида: бык боднул.

Влюбленный журналист старается вернуть ее к жизни задушевными разговорами. А в это время в соседней палате влюбленный санитар выводит другую девушку из комы более передовым методом. Сексом. Причем пациентка его ни разу не видела, что медбрата вовсе не смущает. И все это совсем уж запутывается, когда выясняется, что девушка в коме забеременела.

Главный месседж фильма — все проблемы от недоговоренности. Давайте чаще разговаривать с близкими людьми обо всем, что важно. Иногда ведь как раз и не хватает вовремя сказанного слова.

«Мой кузен Винни»

+

1 «Оскар»

Год выхода: 1992

Комедии бывают разные — черные, белые и криминальные. Представьте себе: двух студентов обвиняют в убийстве. Хотя они, понятное дело, не виноваты. Защиту в суде ведет начинающий адвокат — двоюродный брат одного из подсудимых (отсюда и название, как вы уже догадались). Есть одна проблема: Винни постоянно косячит. А значит, все ближе приговор «смертная казнь».

Как можно смеяться в такой ситуации? Легко. Ведь это комедия. И зрителю все время дают намеки: этот пройдоха придумает какую-нибудь уловку и всех спасет.

Рекомендуется всем, кто не верит в справедливость. Посмотрите и поймете: добро по-прежнему побеждает зло. А персонаж, которого играет Джо Пеши, может быть и вполне положительным.

Интересная деталь: буквы на номере «кадиллака» кузена Винни складываются в нецензурное слово. Причем совершенно неожиданно — в русское! Хотя других наших следов в картине нет.

«Подозрительные лица»

+

2 «Оскара»

Год выхода: 1995

Фильм-матрешка, в котором все сцены перемешаны. Как в «Криминальном чтиве». Только сюжет позабористее. Пять преступников затеяли ограбление века. Вроде бы все вместе, но каждый себе на уме. И явно хочет обжулить всех остальных. А прибавьте еще к этой толпе мифического суперзлодея Кайзера Созе, которого никто никогда не видел. Слишком много подозрительных лиц. Не все доживут до надписи «конец фильма».

А чтобы постоянно нагнетать напряжение, в кадре сплошь и рядом пробрасывают философские фразы типа «Величайшая хитрость Дьявола в том, чтобы убедить мир в своей нереальности». В результате триллер получился что надо. Мурашки, мороз по коже и невероятное удивление от развязки.

Даже завидую тем, кто будет смотреть в первый раз.

«Французский связной»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1971

Много чего было впервые показано в этом фильме. Например, только что отстроенные башни-близнецы в Нью-Йорке. Или ломка наркомана. А еще этот фильм стал первым, на который не допускались дети до 17 лет (в США именно с него начали присваивать ограничительные рейтинги). И первый с данной категорией, который получил «Оскара».

А сюжет при этом прост до зубовного скрежета. Два напарника из отдела по борьбе с наркотиками ловят банду и главаря. Понятное дело, на экране много погонь, стрельбы и драк с нехорошими дядями, которые перевозят пакеты с «дурью» из Франции. Поэтому и название такое странноватое.

Дальше не читайте (если не хотите спойлер!): а главарь в финале сбежит. Потому что режиссер сразу планировал снимать продолжение. Но оно получилось уже не таким бодрым, как первый боевичок.

«Правила виноделов»

+

2 «Оскара»

Год выхода: 1999

Шарлиз Терон снимается в двух типах фильмов — мелодрамах с глубоким смыслом и мистико-фантастической ерунде типа «Хэнкока». Вот это кино из первой категории.

Война. Любимый ушел на фронт. И наверняка там погибнет. А рядом другой юноша — скромный, зашуганный даже. Тайно влюблен. Проблема выбора в полный рост!

А параллельно весь фильм показывают, как в детском приюте выращивают яблоки. Целый сад. Потом сбор урожая. Дальше из него делают сидр по особому рецепту. Приговаривая: иногда, мол, из червивых яблок получается самое вкусное вино…

Добавлю от себя: а иногда невкусное.

Но фильм зачетный.

«Сайонара»

+

4 «Оскара»

Год выхода: 1957

Это у наших летчиков первым делом — самолеты. А у их летчиков все-таки девушки. Американские пилоты на военной базе в Японии активно кадрят местное население. Хотя командование запрещает такие контакты. Да и правительство островов косо смотрит.

А тут как раз скандал. Майор Ллойд (Марлон Брандо) бросил генеральскую дочь, чтобы жениться на японской танцовщице. Парня прессуют, девушку тоже. По сравнению с ними Ромео и Джульетта просто на курорте жили.

В конце майора спрашивают, что передать командованию? Он говорит: «Сайонара». В переводе с японского это значит: давай, до свиданья! Так что любовь победит.

«Война и мир»

+

1 «Оскар»

Годы выхода: 1965–1967

Классика — это когда все точно по книге. А режиссер Сергей Бондарчук сделал кино буква в букву по Льву Толстому. Он только состарил вдвое Пьера Безухова, чтобы самому сыграть этого персонажа. И оборвал фильм сразу после войны. Хотя в книге у писателя еще про восемь лет мира потом было.

Если вдруг не можете осилить четыре тома букв, посмотрите четыре серии кинематографа. Шедевр, однозначно.

Бондарчук применил новаторскую съемку батальных сцен. Показал масштаб и панораму Бородино. Этот опыт потом режиссер Питер Джексон использовал в «Хоббите», чтобы показать битву пяти воинств.

«Во власти Луны»

+

3 «Оскара»

Год выхода: 1987

Кто-то скажет: и вовсе эта ваша Шер не красавица. А я скажу: да получше этой вашей Бейонсе будет! В данном фильме Шерилин крутит любовь с Николасом Кейджем. Хотя на самом деле собирается замуж за его брата. Все остальные родственники также затевают интрижки на стороне. А как вы хотели? Луна светит. Все, что шевелится, непременно жаждет любви и ласки. Трудно устоять.

Всем, кто бывал в подобных ситуациях, наверняка интересно сравнить свой выбор и выбор главной героини.

Интересна мысль, которую высказывает простая итальянская мама: «Доча, если ты полюбишь мужчину, он тут же испортит твой брак, а потом и всю твою жизнь. Поэтому выбирай того, кто просто нравится». Сильная фраза, да.

«Язык нежности»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1983

Это тоже про маму и дочку. А еще про мамоотречение. Нет, не опечатка. Когда у юной Авроры случился жестокий разрыв с первой любовью, девушка была на грани. Тогда мама отреклась от своей личной жизни, чтобы поддержать дочку. И жили они долго и счастливо, считая, что все мужики козлы.

Но тут появляется Джек Николсон — он играет космонавта, который недавно вернулся с орбиты. Он сумел растопить сердце суровой мамы. А потом и у дочурки жизнь наладилась. Хеппи-энд.

А еще есть шикарная сцена в больнице, где после проникновенного диалога показывают голого Джека Николсона. Со спины и мельком. Но все равно такое не в каждом кино увидишь. Раритет!

«Авиатор»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 2004

Биография Говарда Хьюза. Человек, которого в 1960 году считали самым богатым человеком США: 2 миллиарда долларов накопил. Талантливый дядька был. Самолет из дерева построил (во время войны металла не хватало). Кино снимал в Голливуде.

При этом много чудил и довел себя до психического расстройства. У него действительно была паранойя, Хьюз боялся пожимать руки людям и прикасаться к ручкам дверей (микробы же!).

Леонардо Ди Каприо сыграл все это изумительно точно. Но жлобы из киноакадемии опять не дали «Оскара». Это заговор!

«Изгоняющий дьявола»

+

2 «Оскара»

Год выхода: 1973

Один из самых мрачных фильмов ужасов. Режиссер Уильям Фридкин говорил: «Народ ходит в кино, чтобы плакать, смеяться и дрожать от ужаса». И поскольку он не был силен в комедии и мелодраме, решил зрителя пугать.

И есть чего бояться. В 12-летнюю девочку вселяется сам (перечитайте название), а старый священник старается его (перечитайте название снова). В процессе летают кровати, дрожат стены и девочка рычит не по-детски. И бегает как паук. А когда ее мама идет проверить, что там за шум на чердаке… Все страхи и фобии затронули, упыри!

Газета «Правда» сообщила о целой серии случаев сумасшествия в США после премьеры фильма. А в итальянской прессе кино назвали «лучшей рекламой церкви в двадцатом веке».

Есть и еще один факт: по кассовым сборам «Изгоняющий дьявола» смог побить «Крестного отца».

«Из Африки»

+

7 «Оскаров»

Год выхода: 1985

Мэрил Стрип производит впечатление спокойной и бессердечной. В самом начале картины. А потом приезжает в Африку, и начинаются жаркие страсти. Муж-плантатор уже не кажется ей прекрасным. Она влюбляется в красавца-летчика.

А судьба готовит им всякие испытания (иначе было бы неинтересно).

Шикарная сцена — Мэрил Стрип отгоняет льва хлыстом. Прямо в морду щелкает. А лев на съемках взял и отвязался. Так что у актрисы был реальный испуг на лице. Никакой системы Станиславского не надо.

«Последний король Шотландии»

+

1 «Оскар»

Год выхода: 2006

А это совсем другая Африка. Маленькое государство Уганда и большой диктатор — Иди Амин. Творит что хочет. Убивает людей пачками. Никто не отваживается бросить ему вызов, кроме простого врача из Шотландии. Этого несгибаемого юношу сыграл Джеймс Макэвой.

Некоторые сцены покажутся вам чрезмерно жестокими. Но они такие и есть, чего уж там. А в целом кино про то, как добро побеждает зло.

«Как зелена была моя долина»

+

5 «Оскаров»

Год выхода: 1941

Детский взгляд. Это то, чему режиссеры всего мира учатся по данному фильму. История семьи шахтеров не может быть простой и легковесной. Там бедность, тяжелый труд, забастовки и прочие минусы. Но младший сын в семье всего этого пока не понимает. Он счастлив, как и все малыши. И показывает нам драматические коллизии через призму детского восприятия.

Кино обязательно к просмотру во время кризиса. Там есть чему поучиться. И в первую очередь — отношению к жизни. Не зря же говорят: кризис — в головах. Антикризис тоже.

Всем приятного просмотра!