Часто можно слышать о том, что проституция — древнейшая профессия. Но можно ли определить эпоху, когда появились первые настоящие жрицы любви? Ученые прочитали клинописные таблички шумеров, живших в Междуречье еще до ассирийцев, и там уже упоминались путаны. В 4 тысячелетии до нашей эры чиновники вели учет зерна, которое было выдано проституткам за работу, а шумерские цари совокуплялись с храмовыми путанами в святилищах богини Инанны.

+

Первые государства в междуречье Тигра и Евфрата, появились одновременно с древними египетскими царствами. Народ, населявший эти территории, славился воинственностью, тягой к искусствам и наукам, а также невероятной свободой нравов. При этом сексуальная свобода шумеров была далеко не полной. Семейная жизнь жителей древних городов-государств строго регламентировалась законами.

+

Женщина, выйдя замуж, оказывалась почти в рабстве у своего супруга. Она жила на своей половине дома и без необходимости не могла ее покинуть. Выходили на улицу замужние шумерки очень редко и в основном в сопровождении мужчин. Домогательства карались смертью и это описывалось в законах.

«Если кто сделает насилие над женою другого человека, которая никогда не знала мужчины и живет в доме отца своего, и переспит с нею, то этот человек должен быть предан смерти, а жена непорочна».

Так гласил закон под номером 130, написанный вавилонским царем Хаммурапи, жившем в 1792-1750 годах до н. э. В 129 законе описаны случаи супружеской измены:

«Если жена мужчины будет неожиданно (поймана в ходе измены) с другим мужчиной, то оба должны быть связаны и брошены в воду. Но муж может помиловать свою жену, а царь — своих рабов».

+

Но что было делать неженатым мужчинам, путешественникам и прочим, не имевшим жен? Им было грех жаловаться, так как к услугам холостяков в Междуречье была мощная организованная проституция. Это занятие было вполне законным и даже совершенно обыденным. Продажная любовь не считалась чем-то постыдным и к ней относились также, как к торговле рыбой или зерном.

Цена на услуги: от куска хлеба до месячной зарплаты

В Междуречье использовали для письма глиняные таблички. Благодаря этому, до наших дней дошло немало интересной информации. Были найдены поэмы, мифы, записи торговцев и ростовщиков, личные письма и многое другое. Есть также и упоминание древнейшей профессии и имена шести первых документально подтвержденных путан.

+

Таблички, рассказывающие о проститутках, были найдены в шумерском городе Шуруппак. Он был известен как центр зернохранения и процветал в период 2600-2500 годах до н. э. Это официальные документы, рассказывающие о распределении зерновых паев между жителями. Среди рабочих, чиновников, торговцев и виночерпиев оказались и несколько проституток. Эти дамы также считались работницами и получали за свое ремесло паек. Всего на табличке перечислены семь девиц, но время сохранило для нас только имена шестерых: Ан-ама-гу, Ан-му-да, Иги-гун, Нин-гу-гал, Нин-мен и Нин-ни-ги.

Удивительно, но Нин-мен записана парой с неким Шиму. Это был ее законный супруг, что не мешало женщине предлагать любовь за деньги. Возможно, это был первый в истории сутенер. Историк Джеральд Купер в статье «Сексуальная работа. Социальная и экономическая роль проституток в древней Месопотамии» говорит о том, что это было распространенной практикой. Часто в бедных семьях отдавали дочерей богачам на «усыновление», а те заставляли их заниматься проституцией. Часто бывало и так, что оставшийся по какой-то причине без работы муж отправлял «на панель» свою благоверную.

Историк Джеральд Купер в статье «Сексуальная работа. Социальная и экономическая роль проституток в древней Месопотамии» говорит о том, что это было распространенной практикой. Часто в бедных семьях отдавали дочерей богачам на «усыновление», а те заставляли их заниматься проституцией. Часто бывало и так, что оставшийся по какой-то причине без работы муж отправлял «на панель» свою благоверную.

+

Работу проституток в Междуречье можно назвать высокооплачиваемой. Востребованные девушки получали за одну встречу с клиентом 1 — 1,5 сикля серебра. Примерно столько же получал за месяц наемный рабочий. В городах были особые места, где всегда можно было найти жриц любви. Обычно они стояли у городских ворот или знакомились с клиентами в тавернах.

Проституция в тавернах

Таверны во все времена считались местами с сомнительной репутацией. В Междуречье эти заведения были прочно связаны с алкоголем и проституцией. Чтобы понять, какую роль играли таверны в жизни шумерцев, достаточно прочитать один из гимнов, записанных на табличке от имени богиня Инанны (позднее ставшей Иштар):

«Если  я сижу в пивной, я — женщина, и я — буйный молодой человек. Когда я присутствую при ссоре, я — женщина, ожившая статуэтка. Когда я сижу у ворот таверны, я — проститутка, знакомая с пенисом; друг мужчины, подруга женщины».

+

Как мы видим, таверны прочно ассоциируются у жителей Шумера с проституцией. Даже богиня, оказавшись у ворот питейного заведения, превращается в продажную женщину. Любимым напитком жителей Междуречья было пиво — оно буквально лилось рекой.

Кроме табличек с клинописью, на которых записаны тексты, археологи нашли и немало пластин из глины с изображениями. Некоторые из них имеют откровенно порнографический смысл. Самым популярным непристойным сюжетом была именно сценка из таверны. На табличке изображали женщину, пьющую пиво из кувшина через соломинку и пристроившего к ней сзади мужчину.

+

Но зачем древним жителям Междуречья были нужны тысячи подобных изображений разного размера и уровня исполнения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Израильский исследователь Илан Пелед в своей научной работе «Эротика 4000-летней давности изображает поразительно откровенную древнюю сексуальность» предполагает, что эти фривольные картинки могли иметь вполне серьезное значение.

Не исключено, что на них изображена не просто пьяная путана и ее клиент, а богиня любви и войны Иштар. Таким образом, неприличные картинки, оттиснутые на глине, были неотъемлемой частью культа. Но тот же Илан Пелед оговаривается, что это лишь гипотеза и, вполне возможно, что все проще. «Возможно, перед нами просто очень ранняя версия Playboy в ближневосточном стиле», — шутит ученый.

Секс царя и богини

В 3 тысячелетии до нашей эры в Междуречье существовал интересный обычай. Царь шумерского города-государства проводил ночь любви со жрицей, олицетворяющей богиню Инанну. Таким образом он получал благословение для своего народа и обеспечивал процветание царства.

+

«Говоря коротко, ритуал предполагал церемониальное публичное соитие царя и жрицы. Государь представлял мужа богини плодородия — Думузи (аккадского Таммуза). Ее воплощала представительница Инанны — верховная жрица богини и глава храмовых иеродул».

Так пишет об этом обряде историк Фредерик Апфель-Марглен в своей научной статье «Иеродулия». Шумерский текст описывает ритуал с интимными подробностями, правда, не слишком красноречиво:

«Царь идет к ее священным бедрам с высоко поднятой головой. Он идет к бедрам Инанны с высоко поднятой головой. Ама-укумгалана ложится рядом с ней и ласкает ее священные бедра. После того как госпожа порадовала его своими святыми бедрами на ложе, после того как святая Инанна порадовала его своими святыми бедрами на ложе».

+

Но позднее праздник совокупления царя и богини превратился в обычную храмовую проституцию. Верховная жрица, как и прежде, доставалась царю, а ее коллеги рангом ниже были доступны для рядовых мужчин. Часть оплаты услуг жрицы оставляли себе, а часть отдавали храму.

Инициация через проституцию

Древнегреческий историк Геродот Галикарнасский, живший 484-425 гг до н. э. писал о нравах в Вавилоне:

«У вавилонян есть один позорнейший обычай. Каждая женщина, родившаяся в этой стране, должна один раз в жизни пойти и сесть на участке Венеры (Иштар). Там ей нужно вступить в связь с незнакомцем… Женщине, занявшей свое место, не разрешается возвращаться домой. Нужно ждать, пока один из чужеземцев не бросит ей на колени серебряную монету и не уведет ее с собой за пределы священной земли… Серебряная монета может быть любого размера; от нее нельзя отказываться, ибо это запрещено законом, так как брошенная монета священна. Женщина идет с первым мужчиной, который бросает ей деньги, и никому не отказывает».

+

Несмотря на то, что проституция у шумеров была законным и рядовым способом заработка для женщин, почетным это занятие не было. Сохранилась табличка с наставлением аккадского отца своему сыну. Она изготовлена в 2200 годах до н. э. и в ней родитель предостерегает сына.

Он не советует ему жениться на проститутке «у которой много мужчин» и на «Иштар-женщине, посвященной богу…». По его мнению, это ненадежный спутник жизни, от которого в трудные моменты жизни можно ожидать не помощь, а лишь упреки и насмешки.

Еще одним оплотом свободной любви в древнем мире была Греция. Там считались нормальными сексуальные отношения, которые сегодня считаются пороком в самых толерантных странах.