История человечества в фотографиях. Самые первые снимки (70)
Дагер. Бульвар дю Тампль 1838г. (Первая в мире фотография с человеком).
1825 год, 5 октября – первая фотография!
Увы, самая первая из гелиографий по содержанию своему вряд ли может быть названа полноценной фотографией – это фотокопия фламандской гравюры 17 века с изображением мальчика, ведущего за собой коня. Всего лишь копия рисунка, а не изображение окружающего мира.
1826 – первая фотография реального мира!
Снимок Ньепса. 1826 г.- закрепил «Солнечный рисунок».
Ньепс и его первые фотографии “Вид из окна на Ле-Грас” – фотография была уже самой настоящей. Исходное изображение на пластине выглядит весьма специфически:
отцифровка
Ньепс сфотографировал вид из окна собственного дома, причем выдержка длилась целых восемь часов! Крыши ближайших строений и кусочек двора – вот что можно на этой фотографии увидеть.
Это был снимок накрытого к пикнику стола – 1829 год.
Метод Ньепса
Метод Ньепса не годился для фотопортретов.
Первый Дагерротип был сделан в 1837 году и представлял собой
снимок художественной мастерской Дагера
Французский художник Луи-Жак-Манде Дагер - его способ хорошо передавал полутона, а более короткая экспозиция позволяла делать снимки живых людей. Луи Дагер сотрудничал с Ньепсом, но ему понадобилось работать еще несколько лет после смерти Ньепса, чтобы довести изобретение до ума.
Церковь в Холируде, Эдинбург, 1834 Французский художник Луи-Жак-Манде Дагер
1839 год. Американскому изобретателю Роберту Корнелиусу путем экспериментов с дагерротипической пластиной удалось сократить время выдержки до одной минуты, благодаря чему он смог сделать первую четкую (по тогдашним меркам) фотографию человека, по совместительству еще и первый автопортрет.
1839 – появился первый фотопортрет женщины.
Американка Дороти Кэтрин Драпер, чей снимок, сделанный ученым братом, стал первым фотопортретом в пределах США и первым фотопортретом женщины с открытыми глазами. Экспозиция длилась 65 секунд, лицо Дороти пришлось покрыть толстым слоем белой пудры.
На дагерротипе 1839 года - Порт Рипетта в Италии. Довольно детализированное изображение, правда, местами тень съела все в сплошной черный цвет.
А на этом снимке Парижа можно увидеть знаменитый Лувр со стороны реки Сены. Все тот же 1839 год. Забавно - многие из выставленных в Лувре и ныне считающихся старинными произведений искусства еще не были созданы на момент съёмки.
Уже в первом году своего существования, дагерротипия сохранила немало отпечатков прошлого. Распространение новой технологии шло очень интенсивно, удивительно интенсивно для столь необычной по тем временам новинки. Еще в 1839 году люди уже фотографировали даже такие вещи, как музейные коллекции, такие как, например, эта коллекция раковин.
Настал следующий, 1840 год. Человек все чаще становился темой для фотографий. Это первая фотография человека в полный рост (полноценная, а не мелкий расплывчатый силуэт). На ней мы можем воочию увидеть атрибут жизни элиты прошлого, уже по тем временам бывший старинной традицией – готовую к поездке персональную карету и нарядного слугу, приглашающего пассажиров занять свои места. Правда, приглашает он не нас – мы немножечко опоздали. Лет на 170.
А вот на этом фото того же года – семья великого Моцарта. Хоть это и не доказано, но с вероятностью 90% пожилая женщина в первом ряду – Констанция Моцарт, супруга музыканта. Как эта, так и предыдущая фотографии, позволяют нам хоть немножко соприкоснуться с теми временами, что уже в 1840 году считались глубоким прошлым.
Сразу же возникает мысль о том, что дагерротипы могут донести до нас какие-то следы еще более старой эпохи – 18 века. Кто был самым возрастным из отснятых на старейшие фотографии людей? Можем ли мы увидеть лица персон, проживших большую часть своей жизни в 18 веке? Отдельные люди ведь живут до 100 лет и даже больше.
Дэниел Вэлдо, рожденный 10 Сентября 1762, состоял в родстве с президентом США Джоном Адамсом. Этот человек воевал еще во времена американской Революции, а на фотографии мы можем его видеть в возрасте 101 года.
Хьюч Брэди, прославленный американский генерал, родившийся 29 Июля 1768 – имел честь сражаться в войне 1812 года.
И наконец, один из первых белых людей, родившихся на американском континенте – Конрад Хейер, позировавший для фотографа в далеком 1852 году в возрасте 103 лет! Он служил в армии под командованием самого Джорджа Вашингтона и участвовал в Революции. В те же глаза, в которые мы смотрим сейчас, заглядывали люди из эпохи 17 столетия – из 16xx годов! 1852 – снят самый старый по году рождения из когда-либо позировавших фотографу людей. Позировал фотографу в возрасте 103 лет!
В отличие от Ньепса, Луи Дагер оставил-таки в наследство человечеству и собственный фотопортрет. Вот такой вот он был вальяжный и благообразный господин
Более того, благодаря его дагерротипии, до нас дошел фотопортрет его конкурента из Англии – Уильяма Генри Фокса Тальбота. 1844 год.
Тальбот изобрел принципиально другую технологию фотографии, гораздо более близкую к пленочным аппаратам 20-го века. Назвал он её калотипией – название неэстетичное для русскоязычного человека, но на греческом оно означает “прекрасный отпечаток” (kalos-typos). Можно использовать название “талботипия”. Общее между калотипами и пленочными фотоаппаратами кроется в наличии промежуточной ступени – негатива, за счет которого можно произвести неограниченное число фотографий. Собственно, термины “позитив”, “негатив” и ”фотография” были придуманы Джоном Гершелем под впечатлением от калотипов. Первый удачный опыт Тальбота датирован 1835 годом – снимок окна в аббатстве в Лакоке. Негатив, позитив и две современные фотографии для сравнения.
В 1835 году был сделан лишь негатив, с производством позитивов Тальбот окончательно разобрался лишь к 1839 году, представив калотипию публике почти одновременно с дагерротипией. Дагерротипы были лучше по качеству, гораздо четче калотипов, но за счет возможности копирования калотипия все-таки заняла свою нишу. К тому же, нельзя однозначно утверждать, что изображения Тальбота некрасивы. Например, вода на них получается гораздо более живой, чем на дагерротипах. Вот, к примеру, озеро Катрин в Шотландии – снимок 1844 года.
19 век прозрел. В 1840-х годах фотография становится доступной всем более-менее состоятельным семьям. А мы, спустя почти два столетия, можем посмотреть как выглядели и во что одевались обычные люди того времени.
Семейная фотография 1846 года – чета Адамс с дочерью. Частенько можно встретить упоминание этой фотографии как посмертной, исходя из позы ребенка. На самом же деле, девочка просто спит, прожила она до 1880-х годов.
Дагерротипы и в самом деле весьма детализированы, по ним удобно изучать моду давно ушедших десятилетий. Анна Минерва Роджерс Макомб была снята 1850 году.
Первыми аппаратами для осуществления полетов людям послужили воздушные шары. На снимке – приземление одного из таких шаров в 1850 году на персидской площади (ныне, территория Ирана).
Фотография становилась все популярнее, новоявленные фотографы снимали не только чопорные портреты с накрахмаленными лицами, но и очень живые сцены окружающего мира. 1852 год, водопад Энтони.
А вот это фото 1853 года – на мой взгляд, и вовсе шедевр. Чарльз Негре снял его на крышах собора Парижской Богоматери, ему позировал художник Генри Ле Сек. Оба принадлежали к первому поколению фотографов.
Сцена из 60-х… 1860-х. Несколько человек отправляются в поездку на единственном доступном в те годы виде транспорта.
Совесть русской литературы, Лев Николаевич Толстой – вот так он выглядел в 1856 году. Несмотря на аскетизм этого человека и его близость к простым людям, передовые технологии на удивление настойчиво тянулись к нему, стремясь запечатлеть его образ.
Появлялись все новые способы фотографирования. Вот ферротип 1856 года – слегка размытое, но по-своему приятное изображение, его мягкие полутона смотрятся естественнее жирных четких контуров дагерротипа.
Раз уж в распоряжении людей появилось фотографирование, значит, когда-то должно было возникнуть и желание внести в полученную картинку изменения, скомбинировать два разных изображения или исказить их. 1858 – год, когда был сделан первый фотомонтаж. ”Угасающая” – так называется эта работа, составленная из пяти различных негативов. На ней изображена умирающая от туберкулеза девушка. Композиция очень эмоциональная, правда, не понятно, зачем здесь фотомонтаж. Такую же сцену можно было сделать и без него.
В том же году была сделана и первая фотография с воздуха. Чтобы провернуть это дело, понадобилось прикрепить миниатюрную камеру к воздушному шару, 13 ктября 1860 г.
Бейсбольная команда “Brooklyn Excelsiors”. Да, у любимого вида спорта американцев многолетняя история.
Первое цветное фото – 1861. Как и большинство других экспериментальных фотографий, по своему содержанию это изображение небогато. Клетчатая ленточка с шотландского наряда – вот и вся композиция, с которой решил поэкспериментировать известный ученый Джеймс Клерк Максвелл. Зато она цветная. Правда, подобно звукозаписям Леона Скотта, эксперименты с цветом так и остались экспериментами, и до регулярного получения цветных изображений с натуры нужно было подождать еще несколько лет.
Первое фото, сделанное под водой. Автор – английский водолаз Уильям Томпсон. Снимок 1856 года. Кстати, на снимке – сам фотограф.
Для фото пытались найти и практическое применение. Гийом Дюшен, французский ученый-невролог, при помощи фотографии представлял публике свои опыты по изучению природы выражений человеческого лица. Стимулируя лицевые мускулы электродами, он добивался воспроизведения таких выражений как радость или агония. Его фото-отчеты в 1862 году стали одними из первых книжных фотоиллюстраций, имеющих не художественный, а научный характер.
Некоторые из старинных фотографий выглядят очень необычно. Сильный контраст и резкие очертания создают иллюзию, что дама сидит посреди антуража, целиком выточенного из камня. 1860-е года.
В 1860-х годах еще были в строю самые настоящие японские самураи. Не ряженые актеры, а самураи как они есть. Вскоре, после того как фотография была сделана, самураев упразднят как сословие.
Японские послы в Европе. 1860-e годы. Фукузава Юкити (второй слева) выступал в роли англо-японского переводчика
Сохранились изображения и простых людей, а не только представителей высшего общества. На фото 1860-х годов – ветеран американской армии с супругой
Старинные фотографии зачастую были очень четкими и детализированными. Фрагмент фотопортрета Авраама Линкольна, снятого в 1863 году – его глаза крупным планом. Целиком, эта фотография кажется отголоском чего-то очень далекого, но при увеличении все меняется. Спустя полтора века после смерти этого человека, его взгляд и ныне кажется мне очень живым и проницательным, как будто я стою напротив живого и здравствующего Линкольна.
Еще немного материалов о жизни выдающегося человека. Первая инаугурация Линкольна в 1861 году – эта фотография разительно отличается от большинства фотоматериалов 19 века. Уютная атмосфера семейных снимков посреди викторианских покоев и монументальность портретов накрахмаленных знаменитостей кажутся чем-то давно ушедшим, в то время как бурлящая толпа оказывается куда более близкой шумным будням 21 века
Линкольн во время Гражданской войны между Севером и Югом США, 1862 год. При желании, можно найти массу фотоматериалов о самой войне, отснятых непосредственно на поле боя, в казармах и во время переброски войск.
Вторая инаугурация Линкольна, 1864. Самого президента можно увидеть в центре, с бумагой в руках.
И снова Гражданская война – палатка, служащая армейским местным почтовым отделением где-то в штате Вирджиния, 1863 год.
А тем временем в Англии все куда спокойнее. 1864 год, фотограф Валентин Блэнчерд снял прогулку обывателей по Королевской дороге в Лондоне
Фотография того же года – актриса Сара Бернар позирует Полю Надару. Образ и стиль, который она выбрала для этого фото, настолько нейтральный и неустаревающий, что фотографию можно было бы пометить 1980, 1990 или 2000 годом, и почти никто не смог бы это оспорить, ведь многие фотографы до сих пор снимают на черно-белую пленку
Первая цветная фотография - 1877.
Но вернемся к фотографии. Пора уже было отснять в цвете нечто более впечатляющее, чем кусочек разноцветной тряпки. Француз Дюко де Орон попытался сделать это методом тройной экспозиции – то есть, фотографируя одну и ту же сцену три раза через светофильтры и комбинируя различные материалы при проявке. Он назвал свой способ гелиохромией. Вот так выглядел городок Ангулем в 1877 году:
Передача цветов на этом снимке несовершенна, например синий цвет отсутствует практически полностью. Примерно так же видят мир многие животные с дихроматическим зрением. Вот вариант, который я попытался сделать более реалистичным за счет подстройки цветового баланса.
А вот еще один вариант, возможно наиболее близкий к тому, как фотография выглядит без цветокоррекции. Можно представить себе, что смотришь через ярко-желтое стеклышко, и тогда эффект присутствия будет наиболее сильным
Менее известное фото авторства Орона. Вид на город Аген. Вообще, выглядит оно довольно странно – цветовая палитра совсем иная (яркий синий цвет), дата тоже смущает – 1874 год, то есть эта фотография претендует быть старше предыдущей, хотя именно предыдущая фотография считается старейшей из сохранившихся работ Орона. Вполне возможно, от гелиохромии 1874 года остался лишь отпечаток, а оригинал безвозвратно потерян.
Натюрморт с петухом – еще одна гелиохромия Орона, сделана в 1879. Сложно судить, что мы видим на этом цветном фото – снимок птичьих чучел, или фотокопию рисованной картины. По крайней мере, цветопередача впечатляет. И все же, она не настолько хороша, чтобы оправдывать столь сложный фотографический процесс. Поэтому, метод Орона так и не стал массовым методом цветной фотографии
Зато черно-белая процветала. Джон Томпсон был из породы фотографов, подходивших к своей работе с художественной точки зрения. Он считал, что нарядные и опрятные интеллигенты, чопорные члены королевских семей, суровые генералы и пафосные политики – это еще не все, что может представлять интерес для фотоискусства. Есть и другая жизнь. Одна из его известнейших работ, сделанная в 1876 или 1877 году – фото усталой нищенки, в печали сидящей у крыльца. Называется работа ”Несчастные – жизнь на улицах Лондона”
Железные дороги были самым первым урбанистическим видом транспорта, к 1887 году они уже имели пятидесятилетнюю историю. Именно в этом году была отснята фотография узловой железнодорожной станции Миннеаполиса. Как видим, товарные поезда и техногенный городской ландшафт не очень-то отличаются от современных.
Зато культура и способы её подачи в те годы были совершенно иными. Радио и телевидение, интернет и мультимедийные библиотеки – все это появится потом, спустя много-много лет. А до тех пор люди, не выходя из дома, могли лишь из книг и газет почерпнуть словесные описания быта, традиций и предметов культуры других стран.Единственная возможность более глубоко соприкоснуться с культурой всего мира, увидев её артефакты воочию – это путешествия и выставки, например Всемирная Выставка, грандиознейшее событие тех времен.
Специально для Выставки, по инициативе принца-консорта Англии в середине 19 века построили Хрустальный Дворец – сооружение из металла и стекла, огромное даже по меркам современных торгово-развлекательных центров. Выставка закончилась, а Хрустальный Дворец остался, став постоянным местом для экспозиции буквально всего – от предметов старины и до новейших технических новинок. Летом 1888 года в огромном концертном зале Хрустального Дворца состоялся Генделевский Фестиваль – шикарное музыкальное предствление с участием сотен музыкантов и тысяч певцов и певиц. На коллаже из фотографий – концертный зал в различные годы существования Хрустального Дворца вплоть до его гибели в пожарище 1936 года
Междугородние пассажирские перевозки 1889
--Каналы в Венеции "Venetian Canal" (1894) by Alfred Stieglitz
Очень живой снимок
Saint-Maxime, Lippmann_photo_view
Lippmann photo flowers
Lipmann Self-portrait
LAURA GILPIN. Still Life, 1912. Autochrome
Parrot photo. made_by_Gabriel_Lippmann
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944)
Русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Вторая Мировая война еще более усилит и закрепит изменения, но уже Первой Мировой было более чем достаточно для угасания прежней эпохи. Наступает новый, 20-й век, со своими новыми правилами и даже с новыми видами искусства, например кино. Вот одна из немногих цветных фотографий молодого Чарли Чаплина. 1917-1918 годы – период расцвета его фильмов про ”бродяжку”.
Стратостат Explorer2 – это, пожалуй, одна из тех вещей, которую можно было бы назвать символом потенциальной вершины технологий 19 века. В самом деле, он не сильно отличался от старинных воздушных шаров и дирижаблей – принцип работы был один и тот же, но благодаря нему, удалось впервые снять округлый край земного шара. Он был запущен в 1935 году – это уже совсем другая эпоха, но принципы были заложены еще в 19 веке.
Здорово.
Много фото не расскрытых.
Чуть чуть пораньше бы и мы бы имели фотографию Пушкина.
одни гребаные америкосы...
Познавательно! Спасибо!
Благодарность автору,позновательно,интересно,продолжайте, пожалуйста,у Вас это хорошо получается.