+

​​​​Среди пассажиров тонущего Титаника, хоть и представлявших практически все национальности мира, был только один японец – Масабуми Хосоно, служащий Министерства транспорта, пассажир 2-го класса. В 1910 его направляли в Россию для ознакомления с местным опытом строительства железных дорог, и через пару лет работы наш герой решил посмотреть мир и вернуться на родину через Европу и Америку.

В Англии 10 апреля 1912 он сел на злосчастный корабль, и уже через четыре дня плавания случилось роковое рандеву с айсбергом. Из каюты второго класса японец не мог попасть к спасательным шлюпкам, поэтому стюард предложил ему пройти на палубу третьего класса, где офицер спасательной шлюпки номер 10 крикнул, что есть место еще для двоих. Хосоно и еще один человек вскочили на борт. В темноте и замешательстве никто не заметил, что это не женщины, а позже их даже ложно обвинили в том, что они притворились женщинами, чтобы попасть на борт. Доплыв до Нью-Йорка, Масабуми пришёл в офис одного из четырёх старых дзайбацу (промышленного объединения, контролируемого одной семьей) Мицуи и попросил помощи, чтобы вернуться домой. Пока Хосоно находился в США, местные газеты много писали о нём, называя «японским счастливчиком».

Когда Хосоно вернулся в Японию, его таковым не посчитали и осудили как труса. Осуждал даже редактор Бусидо. Ему говорили, что для сохранения чести нужно было пойти ко дну, писали письма, где просили убить себя, повсеместно травили и уволили. Позже, правда восстановили на службе, но до конца жизни все равно унижали.

Знакомая фамилия, не так ли? Внук его, Харуоми, с достоинством вернул честь и уважение семье своими прекрасными работами с Yellow Magic Orchestra, Happy End и половиной японской эстрады. Такие дела.

Yellow Magic Orchestra собрались в Токио в 1978 году, и с тех пор японская (да и мировая, давайте честно) электронная музыка больше не была прежней.

Басист уже известной на тот момент группы Happy End (настолько новаторской, что за ними до сих пор тянется звание одной из самых влиятельных на японской сцене), Харуоми Хосоно, решил не останавливаться на фолке и психоделе и задумал создать местный ответ на великих Kraftwerk. Позвал он в качестве сессионщиков двух своих знакомых, с которыми уже работал в студии раньше – Юкихиро Такахаси и постоянного гостя этого канала, Рюити Сакамото. Трио записало альбом, а двое непостоянных товарищей записались в ряды группы уже официально.

Работая с новейшими синтезаторами, а тем более с дюже популярным в те годы семплированием, Yellow Magic Orchestra, благодаря свежему звучанию, завоевали большую популярность не только в Японии, но и за её пределами. Группа постоянно экспериментировала со стилями, и, хотя Yellow Magic Orchestra обычно припоминают, как синти-поп, в их дискографии легко можно встретить элементы техно и эмбиента.

Вот есть люди, которые под влиянием Штокхаузена начали клепать музыку для лифтов (something something Ludovico Einaudi something something), а есть и такие случаи.

Товарищи внесли большой вклад и в развитие японского попа: не прекращая на период работы в группе заниматься собственными сольными карьерами, музыканты писали песни для популярных в 80-х эстрадных исполнителей. В 1984, правда, устали совмещать и распались, однако, продолжали выступать вместе в своих сольных проектах: например, Хосоно и Сакамото появились на первых четырех сольных альбомах Такахаси.

К сожалению, столь прекрасную группу я вспоминаю по весьма грустной причине – господин Такахаси вчера умер от последствий пневмонии.

Плодовитый артист, чьи работы охватывали разные жанры, который после YMO расширился до актерского мастерства, саундтреков и музыки для видеоигр и поддерживал своих коллег по группе до конца, не смог побороть последствия опухоли головного мозга. Ещё и в конце прошлого года Сакамото объявил о том, что у него снова рак. Тяжело слышать.

В общем, прикрепляю вам первый их альбом, прославивший на весь мир японскую электронную музыку (и это при всём уважении к настоящему пионеру j-электроники, Исао Томите). Пропустив через призму культуры страны идеи Kraftwerk, американского фанка и черт знает чего ещё, господа выдали такую сочную и яркую работу, на которую потом опирался целый выводок new wave музыкантов, те же Depeche mode, New Order и OMD.