Комиксы. Помимо "Дональда", у нас ходило несколько серий комиксов. Самые известные из них - TipiTip про носатого чувачка в шляпе и очках, Patbom и Pembo. Мультики про "Типитоса" были на турецком, и если только весь сюжет обходился без слов, можно было понять юмор авторов. Показательно, что номера этих квадратных мультиков были в районе 800 - более ранние до нас не дошли.

+

Следующая серия мультиков стала большей по размеру: на свободной площади стали писать английский и русский перевод, а номера доходили по крайней мере до 930

+

Мультики про Pembo (человечка в синих штанишках и синей же шапочке) и Патбома (чувак с головой в форме груши) были понятны и без слов.

+

+

Комиксы эти не ценились и шли примерно наравне с "Дональдами". Еще были комиксы про Pilly от немецкой фирмы Hitschler. Давно-давно мультики про этого желтого чувака с большими ушами, без носа и огромным ртом были большими по размеру, больше Turbo, и тогда были большой редкостью. Когда через много лет они появились снова, то мультики стали маленькими: 62х54 мм.

+

Наконец, довольно популярна была американская серия комиксов Bazooka Joe - про парня Джо. Все надписи были на английском языке и, насколько я помню, в картинках не было ничего смешного – обычный тупой американский юмор.

+

Cola. Была такая редкая жвачка, обертка была темно-красная с эффектом металлик, а буква О - в виде крышечки от бутылки. Это была первая (возможно, единственная) со вкусом колы. Но мультики были неинтересными (сначала - большие, потом - маленькие, 70х47 мм): на турецком языке рассказывалось про разных известных и не очень личностей.

+

Автомобильная серия Mertsan Konvoy была одной из тех, в которых обещались подарки за то, что ты соберешь коллекцию. Нужно было собрать, отослать по адресу изготовителя и получить подарок - игрушечную машину, куклу или еще какую ценность. Но обычные такие мультики не привлекали - в основном это были неинтересные картинки, комиксы, изображения кукол. Лишь вот Mertsan Konvoy можно было собирать за то, что там были машинки. Но текст был смехотворным: "...прищлите кам и мы выщлем вам игрумечную маыину".

+

Зато под машинкой указывались объем двигателя, число цилиндров, мощность и максимальная скорость. В этой серии было 50 картинок. А были и другие предложения - собери, пришли и получи. Почему-то у многих из них надо было собрать 37 мультиков.

+

Пожалуй, самые интересные предложения по получению ценностей размещались на вкладышах-деньгах. С одной стороны - изображение денег (доллары, марочки, турецкие лиры, шведские кроны и проч.), с другой - нарисованные подарки. Надписи были на турецком, на польском, на чешском - очевидно, для каждого региона своя серия. Причем и количество денег, которые следовало собрать, для разных стран различались. Так, за 300-500 долларов можно было получить футболку, за 800-1200 марок - компьютер Atari, за 800.000-1.200.000 лир или 2.000.000 рублей - футболку. Некоторые деньги (помню какие-то динары, или вот кроны шведские) предлагали шесть разных подарков. Некоторые банкноты в серии были двусторонними, там предложений с подарками не было.

+

Bazooka Joe тоже предлагал подарки – фотоаппараты, подзорные трубы и прочие полезные вещи. Вот только нужно было отослать в далекую Америку 250-300 вкладышей или како-то количество мультиков и денюжки. Не знаю никого в своем дворе, кто бы послал собранную коллекцию и что-нибудь получил бы. Но известны факты выдачи подарков. Например, в жвачке "Охотники за привидениями" порой попадался не обычный вкладыш с кадрами из мультфильма, а особый, где в запрещающем знаке было нарисовано привидение и слова GRATIS (жвачка была испанская) - за этот вкладыш в нашем киоске давали маленьких пластмассовых монстриков, мы называли их "чубриками".

+

Отдельно расскажу про жвачки, вкладыши в которых были посвящены гонкам Формула-1. Некоторые картинки можно было найти в "Турбах" и "Бомбиках", "ОтоМото", "Пауэрах".

+

А также в мультиках серии Mayfair. Это были очень махонькие вкладыши (63х29 мм), в которых сама картинка занимала еще меньшую площадь - 37х27мм, а остальное место - красное, желтое, зеленое, синее или еще какое поле с названием модели.

Из этой серии мы узнали не только о Ф-1, обычных машинах, мотоциклах, но и о дрэгстерах. Но было и несколько специализированных жвачек с мультиками о гонках.

Пожалуй, первая целиком посвященная гонкам серия выходила в 90-м или 91-м годах под именем Gorila. Под этим же лейблом вышло немало разных серий, одинаково оформленных: почти квадратный мультик 68х61 мм, изображение по диагонали, на треугольных полях - логотип с обезьяной и название серии. В данном случае - sErie fOrmula UM/90 (заглавными выделены буквы с диакритиками-ударениями - это по-французски ли написано или на каком?), внизу - название команды.

+

Название следующей, более популярной серии, я даже не помню - несмотря на то, что у меня сохранилось 47 мультиков серии. Но вот глянул записи (записывали, какие есть, каких нету) - там значится, что эта серия называлась просто MotorShow. Размеры - 68х47 мм. Между двух скрещенных клетчатых флагов - номер картинки. Под фотографиями - информация: полное название шасси, название и тип мотора, имя-фамилия пилота, год. Год чего - непонятно: указаны с 1989 по 1992, причем чем выше номер мультика – тем выше и год. Если изображен только пилот, то сведения такие: имя-фамилия, дата рождения, страна, еще какие-то два показателя (katildigi/kazandigi yaris sayisi, для Сенны: 142/36, для Проста: 184/44, для Бергера: 131/8 и т.д.; возможно, это число стартов и число побед) и месяц/год начала карьеры в Ф-1.

+

Начало девяностых - золотая пора Формулы. Столько интересных команд, столько забытых имен и названий! Osella, Dallara, Сатору Накадзима, Footwork, AGS, Габриэль Тарквини, Eurobrun, Zakspeed, Оливер Груйяр, Leyton House, Бертран Гашо - это не считая известных и великих имен и команд. Максимально известный номер – 107. Были и странности. Например, есть две разных картинки под №21, на которых изображен Пьерлуиджи Мартини (89 и 90 годы), эта же пара картинок (почти без изменений) значится и под №43. Таким образом, имея 107 порядковых номеров, серия содержала как минимум 109 разных мультиков. Как выяснилось из Интернета, серия продолжилась через годок-другой: теперь на мультиках писали и дату каждого снимка, и указывали дополнительную информацию - например, каким пришел гонщик к финишу, кто выиграл, кто разбился и т.д. Известно 55 вкладышей.

+

Еще одна серия называлась MotorShow Fornula 1-'92. Вкладыши размером 73х58 мм белым шрифтом на синем поле сообщали такую информацию: имя-фамилия пилота, страна, название шасси и мотора, количество цилиндров, объем, мощность, обороты, скорость.

+

Номера картинок соответствовали номеру пилота, поэтому было удивительно видеть на мультике №0. Тоже немало интересных имен и команд. В серии – 30 вкладышей.

Гоночная серия с наклейками называлась Formula Cars и выпускалась фирмой Lesbury Ltd., что размещалась где-то на Виргинских островах. Это были наклейки стандартного наклеечного размера.

+

Нумерация тоже соответствовала номерам гонщиков: 0-33: №0 - это Дэймон Хилл за рулем "Уильямса", а №33 - это Поль Бельмондо за рулем "Пасифика"; соответственно, речь идет о сезоне-94. Но не только у турков были ошибки, британцы тоже ошибались нередко. Например, гонщик за рулем болида №3 подписан как "3 Ukyo Katayama", а пилот за рулем машины №4 - как "3 Mark Blundell". Снятая с разных точек машина под №5 на одной наклейке приписана пилоту "Бенеттона" Михаэлю Шумахеру, а на другой, под номером 6, - его напарнику Юрки-Ярве Лехто. Такая же ошибка для снятой с разных точек машины №14 (поделена между Баррикелло и Ирвайном) и №20 (Оливер Берета и Эрик Кома).

+

Не исключено, что ошибки допущены для всех пар гонщиков. И ошибки разрезания встречаются, из которых видно, что при печатании за номером 9 шел 33-ий

+

Последняя известная мне серия - относительно новая, судя по фотографии, где-то в районе 2000-х годов. Называлась Sport Racer, выпускалась турецкой фирмой Kervan, содержала в себе неизвестное число вкладышей размерами 70х61 мм и абсолютно без подписей, если не считать номер картинки.

+

Наконец, расскажу вам еще про несколько серий вкладышей. Конечно же, рассказ был бы неполноценный, если бы я не сказал о жвачках Love is... "Лависы" собирали или совсем маленькие, или девочки. Сюжет был прост: нарисованы мальчик и девочка и написано, что же такое любовь. Только всю первую серию надписи были не по-русски, так что пользы было немного и "Лавис" стоил примерно половину "Дональда".

+

В следующей серии добавили русский перевод, и картинки стали чуть-чуть больше, но ценность "Лависов" не повысилась: благодаря переводу мы узнали, какая чушь там пишется.

+

Таких серий с переводом вышло несколько по 100 картинок в каждой. Лависы продолжали покупать девочки, да маленькие, да те, у кого денег на большее не было. Пожалуй, был только один плюс у этой жвачки: она была вкуснее всех остальных (ну, пожалуй, лишь Cola могла с ней поспорить). Позже вышло продолжение серии под названием “Life is”.

+

Destina. Очень вкусная мятная жвачка с мультиками, подобных которым не было ни до, ни после. Турецкая компания Bifa первой додумалась печатать на вкладышах сведения из политического атласа "Страны мира". Вкладыш размерами 68х74 мм в левой нижней части имел флаг какого-нибудь государства, в правой нижней - сведения: название страны, столица, население страны, название денежной единицы и тип государственного устройства. А надо всем этим - нет, не карта государства, а фотографии типичных детей данной страны.

+

Explorer. Жвачка не запомнилась вкусом, и сюжеты вкладышей были неинтересными (что-то из звездных войн, да вроде еще на итальянском языке). Но оставила о себе память своим большим размером. Из всех известных мне жвачек, кроме этой, только квадратный Bombibom складывался в два сгиба (три равные части) и оборачивался вокруг жвачки. Все остальные складывались пополам или вовсе, не складываясь, обвивались вокруг резинки. Мультик "Эксплорера" (никто на знал, что значит это слово, кое-кто говорил: "Эксплататар") тоже складывался в два сгиба на три части, но в развернутом состоянии он был неимоверно большим, по площади раза в полтора больше "Турбы", и печатался впридачу на толстой рифленой в косую линеечку бумаге.

+

+

Жвачка EuroTIR, относительно новая, где-то конца девяностых, вопреки изображению на обертке, показывала не европейские дальнобойщики (и вообще не европейские транспортные средства, потому как на обертке нарисован и вовсе американский магистральный тягач), а поезда.

+

Жвачка и картинки большой популярностью не пользовались, но вроде это была первая серия с поездами. Сам я, кстати, один раз купил эту жвачку: поверив обложке, думал, что там будут грузовики. Однако интернет подсказывает, что были там и грузовики - просто мне не повезло.

Арабские жвачки. Не знаю, где они делались: то ли в Сирии, то ли в Египте, то ли где поближе. Как правило, жвачки были невкусны, картинки небольшие, сюжеты неинтересны, а художественные качества крайне низки. Да еще и по-арабски написано. Если это была машинка - то без подписи, если комикс - то не смешной. Ну совсем никакие мультики.

+

Помню длинную серию про какого-то чувака – не то трансформера, не то терминатора, который попадал в разные приключения, только это были не комиксы, а отдельные кадры: один мультик - один кадр. Звали этого робокопа – Grendizer. Собрав все вкладыши (различать арабские цифры мы научились довольно быстро), может, и можно было бы чего узнать. Вроде они даже меньше "Дональда" стоили. У этого Грендайзера (которых вышло много серий) была только одна хорошая коллекция. Как водится, на одной стороне были напечатаны похождения этого сурового Грендайзера, а на другой были - игральные карты!

+

Точно помню, что в 4-м классе (у нас тогда впервые ввели информатику) мы с одноклассниками играли в карты на переменках, а девчонки на нас стучали. Коллекция была неполная, и игра даже в "дурака" была непредсказуемая. Вроде бы эти замечательные карты отобрала классная. Были и другие вкладыши-карты, но только совсем-совсем махонькие, размером с почтовую марку. Ими было играть еще интересней. Кстати, серия про Грендайзера была также выпущена с переводом на русский и содержала чудовищное число грамматических ошибок.

+

Наклейки тут описывать не буду – собирательство наклеек было узкоспециализированным делом. Девчонки поголовно собирали “Элен и ребята”, мальчики – “Трансформеров” и Power. У нас в классе ребята организовали группу по сбору “Пауэров”, и я в нее внес вклад – одну наклейку. Их наклеивали в тетрадь. Но я тогда не мог себе позволить часто покупать жвачки, поэтому мой единичный вклад на том и закончился. В последнее время, в конце девяностых и далее, пошла мания выпускать наклейки с голыми барышнями – где простенько сфоткано, а где и вся анатомия видна. Была даже отдельная серия под названием каким-то там, и на каждой наклейке была изображена (не фотка, а рисунок) совокупляющаяся парочка, и на каждой наклейке – летняя дата: такое-то июня. И подпись: “Осторожно, СПИД!”. Что было 31-августа, я так и не узнал, возможно, чуваки в больнице или две могилки.

Кроме наклеек, были жвачки с фишками. Примерно в одно время с “Чупа-Чупсами”, вместе с которыми (за три сразу купленные конфеты) тоже давали фишки. Тема фишек: опять-таки голые барышни (надо было послюнявить защитный слой, который изображал купальник, и девушка обнажалась) или всякая ерунда, как в первых “чупачупсовских” фишках.

+

В чем носили мультики? Кто в чем. Кто в кошельках, кто просто в кармане, кто в самодельных картонных кошельках (внутри на одной стороне - тесемочные полосочки, на другой - крестик из тесемок, и если открыть кошелек с другой стороны, то мультики перемещались). Самые правильные носили в портсигарах: много влазит, не мнутся, ощущаются в кармане. В портсигаре - по две петельки с каждой стороны, и через них в общей сложности можно было пропустить четыре тесемки. Из одной длинной резинки такой ромб шили сами: мультики держались вдвое надежней.

+

Основное движение мультиков от владельца к владельцу - выменять или выиграть. Выменять - все просто: тебе нужно это, мне то. Меняемся. Иногда менялись не глядя. Строго соблюдали "курс валют". Играть было интереснее. Виды игр: хлопками, кубиком, на веревочку.

Игра на веревочку появилась откуда-то из чужого двора. Представляет собой простой лохотрон: парень закручивает из бечевки петельку, тебе на выбор два колечка: завяжется - мультики твои, не завяжется - отдавай свои. Конечно, на пробу закручивали 100%-но затягивающуюся петлю. Когда уже играли - абсолютно незатягивающуюся. Как-то раз я вышел утром во двор, увидел скопление ребят, подошел - и ВСЁ проиграл. У меня тогда дома еще коллекций не было, а все свое носил с собой в портсигаре. И вот - остался абсолютно без ничего. Ну и что теперь целый день делать? Но ничего, потом собрал еще немало мультиков. Потому что понял сущность веревочки и стал играть в честные игры: на кубик и хлопками.

Игра в хлопки была сложной и требовала особого мастерства. Если играли двое, то сначала каждый ударял по своему мультику - если перевернется, это хорошо. Если у меня перевернулась, а у противника - нет, то складывали вместе два наших мультика, и одним ударом я должен был перевернуть обе. Если не получалось с первого раза - потом добивали. Вариант этой игры - с мокрой ладошкой: плевали на руку и при ударе руку не убирали быстро, а переворачивали. Если прилипла - то обязательно перевернется. Когда играло несколько человек, надо было перевернуть всю стопочку мультов. Тут у первого ударявшего было значительное преимущество. У игры хлопками были недостатки. Во-первых, руки болели. Во-вторых, мультики от этого быстро состаривались. В третьих, нужно было безветренное место (например, вход в подъезд, где постоянно ходили люди); сколько было споров из-за помогшего ветерка!

Игра в кубик - самый честный вариант. Играть можно было не обязательно в тихом месте. Но чаще всего играли у подъездной двери, а там в полу две круглые дырочки. Сколько кубиков там пропало! Играть просто: кто больше выбросил, того и мультики. Кубики годились всякие: и правильные (когда на противоположных гранях сумма точек равняется 7), и неправильные. Кубиков со смещенным центром тяжести (благодаря чему почти всегда выпадало 6) не было. Каждый носил с собой кубик, и когда играло несколько человек - играли всеми кубиками сразу, для уменьшения количества споров (если у двух человек сумма была одинаковой). Некоторые кубики считались счастливыми, некоторые неудачными. Хорошие кубики ценились не меньше самих мультиков, и их тоже выменивали. У меня мой счастливый голубой кубик (неправильный, кстати) со временем превратился почти в шарик. Если не было кубиков - их делали: из пластилина, из картона, порою даже волчки с гранями вместо кубиков вырезали: быстрее и проще.

Жвачки нам покупали нечасто, и мы их копили к поездке к бабушке. Из жвачки вынимали вкладыш, жвачку заклеивали обратно и берегли на поездку – тогда ели в поезде. Сами вкладыши, сложенные внутри жвачки пополам, приклеивались краской одна сторона к другой, и когда их разнимали – с одного боку часть краски переходила на другой. Поэтому на мультиках (особенно на “Турбах”) часто встречаются белые полосочки – это как раз отодранная краска. Бывало, ребятишки постарше имитировали жвачку: лепили подходящий по форме и размеру брусочек из пластилина и заклеивали в обертку. А потом во дворе меняли на вкладыши: мол, родители купили кучу жвачек, так вот не хочу жевать, а хочу поменяться. Бывало и по-честному: из жвачки все изымали и меняли одну только резинку. Ребята, которым родители жвачки не покупали, выменивали их в складчину и жевали по очереди или же делили резинку на части. Жвачку надо было жевать несколько дней, а иногда класть на сохранение в стол или в морозильник и так ждать до новой жвачки – тогда их слепливали вместе. Также часто продлевали вкус: мешали с сахаром, лимонной кислотой или сухим напитком “Цевита” - получалась почти новая жвачка! Ах да: жвачку называли “жевачка” или “жувачка”, также – “жувка”.

Вот такое у нас было счастливое детство!!!

А у вас?