Египетские жрицы использовали астрономию для проектирования храмов, простые женщины страны фараонов имели право на развод, контрацепцию и управление имуществом, да и среди врачей Древнего Египта женщин было немало. Тем не менее о египетских интеллектуалках мы не знаем почти ничего. Почему так произошло, разбирается Татьяна Бонч-Осмоловская во втором тексте цикла о женщинах и точном знании в Древнем мире.

+

Божественный треугольник

Статус женщин в Древнем Египте был удивительно высоким, если сравнивать с их статусом в других цивилизациях, включая современные. Древнеегипетские законы предоставляли женщине равные с мужчиной права, хотя женщины и были заняты в основном семьей и домашним хозяйством. В отличие от древнегреческой женщины, находящейся под мужским патронажем, древнеегипетская была юридически независимой и не нуждалась в одобрении мужчин для принятия решений и совершения деловых операций. Женщины владели землей и собственностью, управляли ей, покупали, продавали и передавали по наследству. Как пишет египтолог Барбара Уоттерсон:

Вся собственность на землю переходила по женской линии от матери к дочери, возможно, исходя из предположения, что материнство- это факт, а отцовство - дело мнения.

Женщина Древнего Египта могла выбирать себе мужа, заключать брачное соглашение, предохраняться и контролировать рождаемость, разводиться, заключать повторный брак, хотя предпочтительнее был брак без развода и однажды заключенный союз в идеале продолжался не только до конца жизни, но и в вечном путешествии после земного существования.

Женщины были фармацевтами, врачами, ткачами, пекарями, поварами, варили пиво и плели корзины. Они получали образование и профессии, в том числе такие, которые требовали грамотности, чтобы хотя бы разбирать рецепты и медицинские тексты, и математических навыков.

Представление о положении женщины соотносилось с древнеегипетской мифологией. По убеждению египтян, в начале времен Осирис и Исида управляли миром в справедливости. И когда Исида одаривала людей, она преподнесла им в том числе равенство между мужчинами и женщинами. На рельефах и рисунках можно увидеть мужчин и женщин, которые вместе обрабатывают землю, танцуют, едят, пьют рядом друг с другом. Вообще понятие равновесия и гармонии — маат — было чрезвычайно важным для древних египтян, оно порождало определенные модели как в распределении гендерных ролей в обществе, так и в искусстве, архитектуре и религиозных ритуалах.

+

Понятия брака и семьи также были закреплены в мифологии с оттенком математики. Фигуру брака представлял «божественный треугольник» со сторонами 3, 4 и 5, который мы назвали бы наименьшим целочисленным пифагоровым треугольником. Он возникает и в пропорциях храма Аменхотепа на острове Элефантина, построенного в XVI веке до н. э. Греки называли этот треугольник «египетским».

Плутарх, повествуя о браке Исиды и Осириса, называл его самым красивым из треугольников:

«…имеет катет из трех частей, основание — из четырех и гипотенузу — из пяти, причем сила ее равна силе двух других сторон. Таким образом, катет можно считать мужским началом, основание — женским, а гипотенузу — отпрыском обоих. Также Осириса можно считать началом, Исиду — вместилищем, а Гора — исходом».

В храмах Древнего Египта служили и мужчины-жрецы, и женщины-жрицы. При этом храмы не были местом отправления культа.

Религиозные ритуалы совершались во время праздников, а храмы служили для практических дел, для подношений божествам и испрашивания советов в толковании снов.

Самый известный из храмов, специализирующийся на толковании снов, где посетитель мог провести ночь, чтобы услышать голоса богов и умерших родственников, — храм богини Хатхор в Дендере. Жрицы помогали посетителям понять неясные речения богов и мертвых — исходя из движения звезд, астрологии и астрономии. В сохранившихся фрагментах древнеегипетских текстов толковательницы снов назывались «мудрыми женщинами».

В истории Египта были и женщины-фараоны, самая известная из которых, Хатшепсут (1479–1458 годы до н. э.), до восхождения на престол носила титул Божественной жены Амона, удостоверяя свой высокий статус в человеческом обществе браком с божеством. Титул возник в Среднем царстве и стал играть значительную роль с началом Нового царства (с XVIII династии в 1550 году до н. э.).

Содержание титула со временем менялось. Вначале Божественная жена Амона в реальности была женой и матерью фараона, так что наследник рождался от брака женщины с божеством и сам обладал божественной сущностью. Таким образом Амон подтверждал благоволение к народу Египта. Правящий фараон был администратором, божественным исполнителем воли божества на земле. Позднее титул Божественной жены Амона стала носить незамужняя дочь фараона как посвященная божеству верховная жрица, которая руководила свитой жриц и управляла храмом божества в Фивах в Верхнем Египте. Во время правления Хатшепсут к этому титулу прибавился титул Божественной обожательницы Амона, также относящийся к дочери правителя, верховного жреца или жрицы Амона и к самой верховной жрице Амона.

Хатшепсут не только сама правила Египтом, но и дала прекрасное образование своей дочери Неферуре. Доказательство тому — статуи «дочери Хатшепсут Неферуре вместе с Сененмутом, ее наставником». Выросшая Неферуре участвовала в управлении государством и носила титулы Госпожи Верхнего и Нижнего Египта, Владычицы Земли и Божественной жены Амона. В ее обязанности не входило исполнение ритуала священного брака со жрецом как персонификацией божества. Неферуре запечатлена вместе со жрецом разве что в совместной операции уничтожения имен врагов.

+

Женские технологии

Божеством мудрости и письменности в Древнем Египте была женщина — богиня Сешат, покровительница измерений, письма, счета, литературы и истории. Сешат обычно ассоциируется со своим супругом, лунным богом Джути, он же Тот. При этом само искусство письма принадлежало Сешат, а роль Тота заключалась в передаче этого знания людям.

Сешат изображалась с головной повязкой, над которой сияла семи- или девятиконечная звезда с ее именем, и с перевернутыми рогами, изображавшими месяц, или пальмовым листом, представлявшим ход времени. Пальмовый стебель без листьев, на который наносились зарубки для подсчетов, служил древним египтянам знаком года.

Сешат наблюдала за движением звезд и планет по небосклону. Такие наблюдения велись в Древнем Египте на протяжении веков. На юге пустыни Сахара, недалеко от Набты в Нубийской пустыне, расположены остатки самого древней обсерватории, сооруженной, предположительно, в VI тысячелетии до н. э. «Календарный круг» состоит из колец камней и плоских плит и указывает приблизительное направление восхода солнца во время летнего солнцестояния, а также направления на яркие звезды. Наблюдения за небесными явлениями, за солнечными и лунными затмениями позволяли предсказывать их и трактовать как вмешательства богов. На современном языке жрецов, практикующих эти занятия, можно назвать астрономами, а саму практику — астрономией, хотя она и была слита с астрологией, но, с другой стороны, требовала знаний математики и диктовалась «философией» — любовью к знаниям.

Развитие знания древних египтян следовало их практическим нуждам. Жрецы и жрицы египетских храмов занимались «измерением небес» и «натягиванием веревки», чтобы определить календарь посевов, поливов и сбора урожая, а также выбрать место и ориентацию обелисков и храмов в соответствии с расположением звезд. И здесь богиня Сешат играла решающую роль, помогая фараону в ориентации основания храма по сторонам света. В ряде египетских папирусов изображены фараон и жрица, олицетворяющая Сешат, проводящие «натягивание веревки». Этот ритуал понимают, по древнегреческим источникам, как зарождение геометрии — измерение земли. На одной из стен храма Амона-Ра в Карнаке находится изображение фараона Тутмоса III (середина XVI века до н. э.), натягивающего веревку, чтобы выставить ось храма.

Сама церемония заключалась в следующем: чтобы определить расположение храма, жрица и фараон отправлялись в определенный день в выбранное место, держа золотые молотки и два колышка, соединенные шнуром. «Сешат» забивала колышек в выбранную точку, а фараон выравнивал направление от нее на север, глядя через звездную головную повязку Сешат, по звезде Спика и египетскому созвездию Нога Быка, соответствующему Большой Медведице, на звезду «копыта» Быка, Бенетнаш. Определив нужное направление, фараон вбивал свой колышек, устанавливая направление оси будущего храма. В результате храм Амона-Ра в Фивах ориентирован на восход солнца в момент зимнего солнцестояния с очень высокой точностью. Для древних египтян в ритуале отражалась роль фараона как посредника между богами и людьми, управляющего народом Египта в соответствии с законами неба. И вместе с фараонами эту операцию проводили жрицы, искусные в математике.

К Сешат обращались также строители при возведении зданий. Их инструментом был меркхет, используемый с XXVII века до н. э. Он состоял из шнура с гирькой, служившей отвесом, на деревянной или костяной планке с прицельным механизмом из пальмового стебля, срезанного сверху и соотносящегося с богиней Сешат. Отвес помогал выровнять планку горизонтально по отношению к земле. Для ориентации по сторонам света требовалось два меркхета. Наблюдатели располагались на большом расстоянии друг от друга вдоль оси север — юг с инструментами в руках. Зубцы пальмового листа служили решеткой наблюдения, через которую отмечали расположение звезд и их передвижение через меридиан. Считается, что именно благодаря этому инструменту пирамиды настолько точно ориентированы по сторонам света: ошибка отклонения пирамиды Хеопса составляет всего три угловые минуты.

Меркхет был очень точным инструментом, который использовался для измерения расстояний на земле, для астрономических наблюдений и определения времени ночью. С помощью меркхетов составлялись карты звездного неба. Занимались этим древнеегипетские жрецы и жрицы, вероятно, в первую очередь жрицы — как олицетворения Сешат.

Принцесса-астроном

Как посредницы между богами и людьми, жрицы Египта обладали огромным влиянием на власть. Инструментом этого влияния было знание ими астрономии, а самое известное упоминание женщины, возможно, занимавшейся астрономией, относится к началу Среднего царства (XX–XVIII века до н. э.). Это принцесса Атирта (Атиртис, Атиртида), дочь Сесостриса I (в другом написании: Сенусерта I), победителя и завоевателя, основателя XII династии фараонов (1971–1926 годы до н. э.). Правители XII династии взяли под контроль Северную Нубию, усмирив бедуинов в пустынях к востоку и западу от долины Нила, и построили там огромные крепости, чтобы защитить торговые пути от набегов бедуинов. Во времена этой династии местный бог неизвестного происхождения Амон стал главным богом древнеегипетского пантеона.

Единственное достоверное упоминание Атирты в классических текстах — это слова Диодора, рассказывающего о Сесострисе:

«И когда он взошел на престол после смерти своего отца, то, побуждаемый своими прежними свершениями, задумал подчинить себе весь обитаемый мир. Некоторые говорят, что его побудила ко всемирному господству его дочь Аѳиртида, причем, одни говорят, будто она, отличаясь умом от прочих, научила отца, как легче осуществить поход, а другие, что она владела искусством гадания и умела предсказывать грядущее как на основании [вещих] снов, полученных в храмах, так и на основании небесных знамений».

Атирта здесь описывается как «мудрая женщина», прорицательница, толковательница снов, а также как астроном (и астролог). Это позволяет воспринимать ее как астронома и политика, влияющего на геополитическую повестку древнеегипетского царства.

+

Другие исследователи ставят под вопрос само существование Сесостриса, а точнее — рассказы Геродота и Диодора об этом правителе, и видят в его фигуре собирательный фольклорный образ предка — владыки мира. Тогда Атирта превращается в персонификацию богини Ратхор, покровительницы завоеваний за пределами Египта. Тем не менее генеалогия Сесостриса-Сенусерта и его деяния детально описаны в истории Древнего Египта, и если Геродот и Диодор опирались на недостоверные фольклорные источники, сам Сесострис несомненно существовал. Можно ли из этого предположить, что Атирта — также реальное лицо, принцесса, жрица, которая специализировалась на сновидческих практиках, астроном и астролог? Четыре тысячи лет спустя доказать это невозможно.

Ирти-Рау, служившая главе жриц Амона

Как и в Древнем Вавилоне, одной из самых уважаемых профессий в Древнем Египте была профессия писца. Писцов нанимали для описи имущества, составления генеалогий, судебных разбирательств, налоговых отчетов, завещаний и других юридических договоров, а также заклинаний, медицинских рецептов и описания процедур. В Древнем Египте происходило очень мало событий, в которых не участвовал бы, в той или иной форме, регистрирующий их писец.

Профессия писца высоко стояла в иерархии древнеегипетских профессий. Как записано в папирусах, «писец ведет всех, и его работа не облагается налогом» и «это больше, чем любая другая работа, и нет ничего равного ей во всей стране». Иероглифический язык был очень сложным, он состоял из более чем семисот уникальных знаков, которые комбинировались для придания тексту различных смыслов. Для письма использовались тростниковые палочки, чернила и папирус. Чертить по папирусу было легче, чем выдавливать штрихи на глине, как делали в Древнем Вавилоне, потому египетские иероглифы были более детальными и разнообразными, зато записи — менее долговечными, чем вавилонские глиняные таблички.

Обучение искусству писца занимало годы. Ученики изучали иератические и демотические (примерно с 400 года до н. э.) иероглифы и математику («дена»). Должности писцов обычно передавались по наследству. Большинство учеников составляли мальчики из семей среднего или высшего класса, но есть свидетельства, что мальчики из бедных семей и девочки тоже учились писать. И всё же профессия писца считалась мужской.

Письменных свидетельств математического знания древних египтян немного: это так называемые папирус Ринда, Московский папирус и Берлинский папирус. Имя писца стоит только на первом из них — Ахмес. Это слишком ограниченные данные, чтобы по ним судить о числе женщин среди писцов-математиков Древнего Египта. Папирус недолговечен, так что рассчитывать, что сохранились специальные записи, написанные специальными писцами, вообще говоря, не приходится.

Другое дело — прочная, каменная гробница, украшенная орнаментами.

Среди имен древнеегипетских писцов, высеченных на гробницах, обнаруживается женщина: в фиванской гробнице TT390 на западном берегу Нила, напротив Луксора, похоронена Ирти-Рау, служившая главе жриц Амона, Божественной обожательнице Амона Нитокрис I, дочери фараона Псамтика I, основавшего XXII династию.

Нитокрис I носила титул и занимала позицию верховной жрицы на протяжении шестидесяти лет — 656–586 до н. э.

Ирти-Рау сама была дочерью жреца, Божественного отца Амона по имени Ипвер. Известны имена ее матери, ее деда, тоже жреца Амона, ее мужа, визиря, или чати, или премьер-министра в правительстве фараона Тахарки. Сын Ирти-Рау тоже был визирем. Таким образом, Ирти-Рау была высокопоставленным и высокообразованным администратором при верховной жрице Амона. Можно только представить, сколько записей она составила и какие научные знания при этом задействовала. К сожалению, эти записи не сохранились и их содержание неизвестно. Однако наличие гробницы определенно доказывает существование женщин-писцов высокого класса в Новом царстве Древнего Египта.

С учетом Ирти-Рау гендерная пропорция известных по именам писцов становится примерно 1:30. Эта оценка может возрасти, если учесть, что пол писцов в ряде случаев не определен и полагается мужским изначально.

По-видимому, вместе с социальными правами в Древнем Египте существовала и некоторая гендерная вариативность, так что имена и маскулинный характер древнеегипетских статуй не обязательно соответствовали биологическому гендеру.

Определяющей была роль в обществе — как в случае Хатшепсут, которая сложила с себя титул Божественной жены Амона, когда стала править Египтом, и передала его дочери, — хотя с XIX по XII века до н. э. среди правителей Египта было пять женщин, человек, занимающий трон фараона, не мог носить «женский титул». Потому Хатшепсут изображали с бородкой, как и маленькую Неферуре, сидящую на коленях Сененмута.

+

Если и профессия писца считалась мужской, то можно представить женщин, определявших себя как мужчин, исходя из того, что они работали в этой должности. Не исключены также случаи гендерной неопределенности. Так можно интерпретировать случай писца Рамоса (XIII века до н. э.), известного как мужчина, который состоял в браке с женщиной, однако у пары не было детей и они были вынуждены усыновить ребенка, чтобы передать ему профессию и богатое наследство писца. Статуя Рамоса считается нетипичной — писец стоит, сложив руки, без пишущих инструментов, одежда закрывает тело от плеч до локтей и лодыжек, ступни не детализированы, в отличие от кистей рук, пупка и отчетливой груди. В контексте гендерной неопределенности сам вопрос о женщинах-математиках древности должен быть переосмыслен, и это может стать задачей отдельного исследования.

К сказанному хочется добавить царицу Египта Беренику II, в которой, возможно, соединились субъект, инструмент и объект нашего изучения. Береника (266–221 годы до н. э.) носила божественный титул Благодетельницы (Theoi Euergetai) и участвовала в управлении царством вместе с мужем Птолемеем III Эвергетом. В сочинении «Астрономия» древнеримского писателя Гая Юлия Гигина рассказывается, что, дожидаясь мужа из военного похода, Береника срезала свои косы и принесла их на алтарь храма на мысе Зефириум в Александрии, так же как Исида срезала волосы, скорбя по Осирису. По легенде, на другое утро волосы исчезли с алтаря, а придворный астроном провозгласил, что на небе появилось новое созвездие. Это созвездие и скопление галактик известно теперь как Волосы Вероники.

Имя Береника (Βερονίκης), женское среди пяти сотен мужских, возникает также в списке константинопольского патриарха Фотия I, рассказывающего об авторах, которыми вдохновлялся Иоанн Стобей (V век н. э.), составляя свою «Антологию». К сожалению, принадлежащий Беренике фрагмент был утрачен вместе со множеством других текстов философов, поэтов, историков, ораторов и врачей, собранных в книгах Стобея.

А Жиль Менаж отрицает, что «мудрой женщиной» в списке Фотия могла быть носящая это имя царица Египта.

И пока не проведены гендерно ориентированные исследования древнеегипетских математических (геометрических, астрономических, астрологических и прочих) документов, этим более чем кратким перечнем исчерпываются сведения о женщинах-математиках Древнего Египта.