+

Предыдущая Часть (А1) - Абстракционизм

Представители авангардизма приобрели репутацию авантюристов от искусства, благодаря нежеланию следовать стилистическим тенденциям и техническим наработкам старых школ живописи. Сами же они называли себя «людьми будущего», эстетическими революционерами. Единственной нитью, которая связывает авангардные течения и прошлое, стали национальные традиции. В остальном, авангардисты гордились непримиримостью по отношению к сложившимся в обществе нормам и стереотипам, уверяли общество в том, что будущее создают экспериментаторы.

Авангардизм появился в искусстве в начале XX века в период социальной и духовной стагнации и был тесно связан с политическими и экономическими событиями и потрясениями. Трудности в четком определении концепции стиля вызваны тем, что эксперимент принимал всевозможные виды и способы проявить себя. В итоге, авангард начал включать в себя группы взаимопроникающих стилей, школ, теорий и форм художественного самовыражения. 1900-е годы в Европе - время протестных настроений, промышленного роста, внедрения многочисленных изобретений, социальных изменений и революций. Весомую роль в обществе играла образованная молодежь, ее представители стремились к переменам, развитию, интересовались новыми веяниями. На раннем этапе новаторство в искусстве носило вызывающий характер и стремилось быть недоступными зрителю, но спустя десятилетие представители течения нашли место в массовой культуре. Авангард стал самым противоречивым стилем, поскольку объединил деструктивное и созидательное начала.

+

Эль Лисицкий «Клином красным бей белых» 1920 год

«Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, призывающий к объединению сил красной армии для борьбы с белогвардейцами во время гражданской войны. Динамическая композиция плаката и лаконичные геометрические фигуры отлично обыгрывают военное противостояние, а цветовое сочетание белого, черного и красного транслирует боевое напряжение. «Клином красным бей белых» дал начало традициям современного дизайна — использованию абстрактных форм и геометрических композиций.

+

Казимир Малевич. Голова крестьянина.

Образ, воплощенный в картине "Голова крестьянина", можно назвать пророческим и одновременно ключевым в понимании всего "крестьянского цикла" К. Малевича. «Я понял крестьян через икону», — признавался художник в воспоминаниях. И действительно, художник  пишет "Голову крестьянина" как иконописец икону, используя семантику цвета и особую образность. Крестьянин, запечатленный на холсте, напоминает лики с икон "Святой Николай с житием", "Христос Ярое Око".

+

Картина В. Кандинского «Композиция VII»

Одним из ярких примеров абстрактного видения художника стала картина под названием «Композиция VII». Она считается вершиной его творчества и ярко характеризует всю серию его абстрактных композиций.

+

М. Шагал. «Я и деревня». 1911 г

Одним из показательных примеров его необычного живописного видения является работа «Я и деревня». В ней художник отходит от традиционного способа построения композиции: зритель может одновременно видеть пересечение разных плоскостей и образов, прямые и перевернутые объекты и в этом причудливом слиянии чувствовать передаваемые художником эмоции. А последние были глубокими, ведь даже на чужбине Шагал изображал столь дорогие его сердцу сельские виды. Картина «Я и деревня» в то же время символична, так как в ней показано несколько важнейших жизненных круговоротов «человек-животное», «мужчина-женщина» и других. Это бесконечно повторяющиеся в природе и обществе процессы, которые так тонко почувствовал художник.

+

М. Ларионов. «Петух (лучистый этюд)»

При изображении птицы художник отказался от идеи скрупулезного изображения каждой ее детали. Вместо этого он сосредоточился на лучах, отражающихся от поверхности петуха и идущих в разные стороны. Фактически картина не только стала загадочной (каждый пытался в ней разглядеть петуха и даже усматривал какой-то свой сюжет), но и позволяла зрителю больше сосредоточиться на ощущениях, чем на осмыслении. Сама эта возможность, эта свобода от детализации картины столь поразила его, что Ларионов с большой радостью погрузился в создание этой и многих других картин в открытом им стиле лучизма. В дальнейшем его идеи подхватили другие художники, в частности известная русская художница Наталья Гончарова.