Начинаем разбираться в художественных стилях и направлениях: А (3) АКАДЕМИЗМ
Предыдущие:
Часть (А1) - Абстракционизм
Часть (А2) - Авангард
Академизм (от фр.academisme) – направление в живописи и скульптуре, в основу которого легли древнегреческая эстетика, традиции античности и догматическое подражание классическим видам искусства. Художники направления отдавали предпочтение натурализму, точности и техничности исполнения, считая их важнее, нежели вдохновение и творческий подход к теме.
Академизм начал формироваться в конце XVI века, когда в крупных культурных центрах Европы начали появляться учебные заведения, преподающие рисунок и живопись, согласно постулатам классического искусства. В основу стиля легли знания о композиции и перспективе, использовании ракурсов, светотени, виртуозное владение рисунком. Картины в стиле академизма отличаются прекрасной техникой, большим вниманием к мелким деталям, идеализацией образов героев.
Преподавание в академическом стиле строилось на подражании великим художникам – Тициану,Рафаэлю,Микеланджело, Рубенсу- и возводило их принципы и техники до уровня незыблемых канонов. «Ни шагу в сторону от классики» - такова суть академизма, который проповедовали практически все официальные Академии искусств и живописи. Рисунки и картины обнаженной натуры, называемые «академиями», стали основой обучения. Сначала студенты знакомились с принципами контура, света и тени, копируя классические гравюры. После рисовали гипсовые слепки знаменитых классических скульптур. Сдав экзамен, можно было приступать к занятиям, на которых рисовали живые модели. И лишь после этого можно было поступить в мастерскую к академику и учиться рисовать кистью. Студенты много времени проводили за копированием картин старых мастеров, перенимая их методы.
Бруни Ф.А. "Смерть Камиллы, сестры Горация" 1824 год
Сюжет картины 23-летний Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга. Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев. Разгневанный брат поражает её мечом. Поступок героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. Герой одинок, между ним и согражданами – трагическое непонимание. Полотно, названное Бруни «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Джорджо Вазари "Искушение Святого Иеронима" 1541 год
Собрание Галереи Палатина, занимающей верхний этаж во флорентийском Палаццо Питти, начиналась с коллекции живописи олигархического семейства Медичи. Неудивительно, что одно из самых почетных мест отведено в галерее их придворному художнику и автору знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари. Хранящееся там же«Искушение святого Иеронима»- одна из самых известных его картин.
Иероним принадлежит к числу наиболее почитаемых католических святых. Как правило, в искусстве Возрождения и барокко его изображают с двумя обязательными атрибутами – пером и свитком, поскольку Иероним был переводчиком Священного Писания и создал одобренный церковью перевод Библии на латынь – Вульгату. Но Вазари выбирает для изображения менее распространённый сюжет с Иеронимом – момент борьбы аскета и пустынника с плотским искушением.
Шарль Лебрен "Поклонение пастухов" 1689 год
Мартин Жан-Батист Старший,«Очередное собрание Королевской академии живописи и скульптуры в Лувре»
Александр Канабель "Смерть Моисея" 1850 год
Никола Пуссен "Похищение сабинянок" 1634 год
Франсуа-Жозеф Эм "Салон 1824 года" 1827 год