Как исправить демократию? У древнего философа Платона может быть ответ
«Государство» , самое известное произведение древнегреческого философа Платона, написанное около 375 г. до н. э., сформировало западную политическую мысль. Греция теперь известна как «колыбель демократии» . Не только первая демократия в мире была в Афинах, но и само слово происходит от греческих слов demos (народ) и kratos (правление). Однако «Государство» Платона неустанно выступает против демократии.
Это может быть удивительно, учитывая, что жители Запада обычно считают, что очень важно жить в демократии. Почти все западные страны являются демократическими . На последних выборах в США и избиратели Трампа , и избиратели Харрис утверждали, что «защищают демократию». А в Великобритании нынешнее лейбористское правительство обязалось расширить право голоса для 16-летних.
Так в чем же заключался аргумент Платона? И может ли он быть ключом к пониманию того, почему на Западе доверие к демократии падает ?
Настенная фреска Рафаэля «Афинская школа», в центре которой изображены философы Аристотель и Платон. Вячеслав Лопатин/Shutterstock
Но Сократ не фокусируется на несправедливостях афинской демократии. Его аргумент проще и более общий. Править — это искусное ремесло. И, как и в любом другом ремесле, утверждает он, не у всех есть талант или подготовка, чтобы преуспеть в этом.
Представьте себе, если бы пассажиры, садясь в самолет, проводили мини-выборы, чтобы выбрать одного из них пилотом рейса. Любой квалифицированный и опытный пилот, который случайно оказался на борту, мог бы привести веские доводы в пользу того, чтобы лететь.
Но что, если, несмотря на то, что они были отличными пилотами, они не смогли доказать свою правоту? Что, если некоторые другие пассажиры утверждали, что научиться авиации невозможно, и что это может сделать каждый? Или ложно утверждали, что пилоты всегда смотрели на графики и делали расчеты и на самом деле не заботились о проблемах обычных пассажиров. Или сколотили наибольшую долю голосов пассажиров с помощью взяток, сделок или лжи.
На первый взгляд, эта аналогия, которую я адаптировал из похожей в The Republic, как будто говорит о том, что демократия не гарантирует лидеров, искусных в управлении. Но и другие системы этого не гарантируют. Государству может повезти, и у него будет монарх с талантом к управлению, но, с такой же вероятностью, государству не повезет, и он получит жестокого и некомпетентного диктатора.
Представьте себе, что при посадке пассажиров в самолет им пришлось бы выбрать одного из пассажиров, который будет пилотировать рейс. ProStockStudio/Shutterstock
Итак, Сократу нужен аргумент, более направленный против демократии. Книги II-IV «Государства» представляют более целенаправленный аргумент. В них Сократ говорит, что правление — это искусное ремесло, которого нет у большинства людей. Править должны только те, кто искусен в этом ремесле. Но в демократии правит большинство, поэтому у нас не должно быть демократии.
Эта версия аргумента, кажется, работает против демократий в целом, а не только афинской версии и не только современных версий. Как и с управлением самолетом, так и с управлением страной. Так же, как мы хотели бы, чтобы самолетом управляли опытные пилоты, а не большинство, мы хотим, чтобы нашими государствами управляли опытные правители, а не большинство.
Дыры в этом аргументе В этом аргументе есть три очевидные проблемы.
Во-первых, действительно ли управление — это навык, подобный управлению самолетом? Что представляет собой этот навык? Ответ Платона о том, что умелое управление по сути подразумевает знание того, что он называл «тем, что есть истинное благо» , не кажется очень убедительным.
Во-вторых, даже если управление — это навык, это не значит, что большинство людей не обладают этим навыком. Есть много умелых правителей, принимающих решения во всех сферах жизни, не только в политике. Действительно, мы могли бы подумать, что коллективные решения могут быть более умелыми, потому что они с меньшей вероятностью отражают знания, опыт или предрассудки небольшой группы.
Мозаика, изображающая Академию Платона из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя
В-третьих, даже если управление — это квалифицированное ремесло, и большинству людей не хватает этого навыка, есть причины включать тех, у кого нет навыка принятия политических решений. Может быть, мы можем обучить их этому навыку, включив их. Может быть, просто честнее включить всех или большинство людей в процесс принятия решений, и честность может быть важнее, чем всегда получать «лучшее» решение.
Хотя Сократ прав в том, что демократии порой порождают неумелых правителей, которые принимают плохие, даже безнравственные решения, это не значит, что мы должны отвергать демократию.
Предположим, мы принимаем выводы Сократа о том, что править должны только те, кто искусен в государственном управлении, а большинство не искусно в государственном управлении. Мы могли бы сохранить демократию, развивая политические навыки каждого, чтобы наилучшим образом использовать таланты и опыт каждого, помня при этом, что справедливо, что люди должны иметь право голоса в решениях, которые их касаются.
отсюда https://theconversation.com/how-to-fix-democracy-ancient-philosopher-plato-may-have-an-answer-247602
Есть несколько систем управления и демократия одна из них. Каждая система должна подходить к месту и времени. И какой-то стране демократия может не подойти. Возьмём микроскопический пример государства - семья с детьми. Семья как-то же управляется. Управляется жильё, здоровье, транспорт, образование, культура, досуг, соседи, общественные связи и финансы, подсобное хозяйство (если есть) или домашние животные. Всем понятно как это будет тупо при демократическом управлении.
Древнегреческие города были маленькими. Все друг друга хорошо знали. Все собирались и обсуждали на Вече проблемы города-государства. И принимали решение.
Да, у женщин не была права голоса, но у них было право промывать мозги своим мужам. И в какой-то степени, они тоже принимали решение.
Единственный минус, а думаю - люди с самыми громкими голосами (обычно не самые умные) имели больше шансов повлиять на решение других людей
Автор сегодняшней статьи делает как и Платон почти 2,5 тыс лет назад одну и ту же ошибку: путает понятия "власть" (от слова "владеть") и "управление". Для понимания пример с пилотом как раз и подходит. Самый лучший пилот может отлично управлять лайнером, но он им не владеет и ведет самолет туда, куда прикажут. Владелец самолета может ничего не понимать в управлении судна, но может менять маршрут и самого пилота, но вряд ли он доверит свой дорогущий лайнер неумелому летчику. Вторая ошибка Платона (и автора статьи) в том, что древние греки, любящие красивые слова и выражения, выбрали не тот термин: понятие "демократии", хотя и переводится как "власть народа", не включает в себя категорию "власти", а отражает всего лишь право выбирать из лучших - избирательное право. В древних Афинах таким правом владело меньшинство населения, в XIX веке в самой демократической стране США не допускали к выборам женщин и чернокожих, ко всеобщему праву в мир пришли только в конце XX века. Но понятие "демократии" этим не ограничивается. Оно включает помимо права выбирать руководителей другие принципы: многопартийность, разделение властей, обязательная сменяемость власти, независимый суд, свобода слова, собраний и демонстраций. Отмена хотя бы одного принципа ведет неизбежно от демократии через олигархию, тинократию или напрямую - к тирании (диктатуре). Этим закончилось в Др.Афинах, в Древнем Риме. Этим же заканчиваются и в нынешнее время все демократии при нарушении ее основных принципов. Монархия в контексте учения Платона о государстве не выручает, потому что изначально в ней заложено право передачи власти по наследству, без всякого учета талантов и способностей.
Предыдущий коммент просто супер. Что касается аналогии с самолетом - сейчас все выглядит так, что в самолете перевозят стадо баранов, туда, куда им не нужно, и, в итоге, за эти "услуги" им придется сдавать и шерсть, и мясо. Просто бизнес, ничего личного.
Аноним 🇷🇺, 24 января 2025, 11:21
Спасибо
типа Черчилль сказал что демократия плохая форма правления, но все другие ещё хуже.
В чём недостаток сегодняшней, так называемой демократии - в том что люди голосуют за того кого лучше разреламировали в СМИ. Люди не думают, чаще всего. Люди принимают то что им нравится. На этом основана политическая пропаганда - сказать народу то что понравится толпе, и толпа проголосует за того чья пропаганда оказалась более успешной. И при этом конкретный избиратель не думает, ему нравится нечто что ему сказали, и он не думая насколько это верно ставит галочку. Например, как то я посетил одну деревню в российской глубинке, и спросил за кого люди голосовали? Мне ответили - за Путина, он единственный кто хоть что то делает. В этой деревне было лишь два телеканала 1канал (государственная пропаганда) и местный (который никогда не посмеет показывать то что не одобрит власть). Вот и ответ почему людям навязали это мнение. А думать эти чуваки не научились, и поэтому не смогли подумать.
Опыт показывает, что отсутствие других источников информации, кроме 1-2 каналов ТВ, для промывки мозгов населения совсем не обязательно. Могу назвать десятки знакомых, молодых и старых, живущих в Москве, Питере в тепличных условиях, продвинутых в IT, большинство из них не смотрят ТВ вообще, их инфа в интернете, они поездили по свету, но при этом они полностью Zомбированы, и никакая фактура их не убеждает. Их нарративы те же, что из телевизора. Вот что это? В Америке с их течениями MAGA, QAnon такая же картина. Еще в 1960-е годы американский историк Ричарда Хофстэдтер назвал это явление термином «параноидальный стиль мышления». Но это не болезнь, ее не излечишь, людей не изолируешь, а демократия от этого не утрачивает своей ценности
Чем чудовищнее ложь,тем охотнее в неё верят. Геббельс.
намного полезнее в демократии не то, что приходят новые люди в руководство страны, а то, что ошибки управления не накапливаются со временем
Аноним 🇸🇰 VPN 🙏